Что за жидкость в холодильнике
Хладагенты, применяемые в бытовых холодильниках
Хладагентом (сокращение от слов «холодильный агент») принято называть рабочее вещество с низкой температурой кипения (испарения), с помощью которого осуществляется охлаждение в абсорбционных и компрессионных холодильных машинах. В абсорбционных бытовых холодильниках в качестве хладагента применяют водоаммиачный раствор. В компрессионных бытовых холодильных приборах (БХП) применяют разные марки хладагентов. В термоэлектрических холодильниках хладагента нет: электрическая энергия преобразуется непосредственно в тепловую, когда электрический ток проходит через полупроводниковые элементы: внутренние участки элементов охлаждаются, а наружные нагреваются.
На хладагенты, являющиеся охлаждающими низкозамерзающими жидкостями, установлены государственные и международные стандарты. Хладагенты должны быть нейтральными к металлам, сплавам и другим материалам, используемым при изготовлении холодильного агрегата. Они не должны быть взрывоопасными и воспламеняющимися в смеси с воздухом и маслами. Они не должны быть ядовитыми, не должны вызывать удушья и раздражения слизистых носа и дыхательных путей человека, не должны отравлять или ухудшать экологическую среду. Хладагенты современных БХП не должны содержать веществ, разрушающих озон или вызывающих парниковый эффект. Они должны быть экологически безопасными, не оказывающими влияния на образование «озоновых дыр» в атмосфере или глобальное потепление климата.
При нормальном атмосферном давлении все хладагенты компрессионных БХП имеют газообразное состояние. Под давлением в герметичных емкостях они сжижаются и сохраняются в жидком состоянии. Фазовое состояние хладагентов в отдельных составных частях герметичных холодильных агрегатов БХП зависит от давления и температуры. При высоком давлении это жидкость, а при низком газ. При сжатии хладагент нагревается, а при расширении (кипении и испарении) охлаждается.
В компрессор БХП должен поступать обязательно газообразный хладагент, чтобы не происходили гидравлические удары и разрушения деталей компрессора. Под давлением компрессора газообразный хладагент сжимается и при этом выделяет тепло. Поэтому трубки на выходе из компрессора при его работе всегда горячие. Из компрессора горячий газ поступает в конденсатор. По мере охлаждения в конденсаторе сжатый газ постепенно превращается в жидкость. На входном участке конденсатора это чистый газ с температурой на десятки оС выше окружающей, на среднем газ с конденсировавшимися каплями жидкости и жидкость с пузырьками газа, а на выходе однородная жидкость с температурой, близкой к окружающей.
При работающем компрессоре нагнетательный трубопровод и входной участок конденсатора должны быть горячими, а участок конденсатора на выходе хладагента немножко теплее окружающего воздуха.
Под действием разрежения, создаваемого во всасывающем трубопроводе компрессора жидкий хладагент из конденсатора поступает в испаритель. При разрежении в испарителе происходит кипение (испарение) жидкого хладагента. При испарении хладагент отбирает тепло от стенок испарителя и охлаждает камеру БХП.
Первые компрессионные холодильники работали на сернистом ангидриде. Этот газ опасен для здоровья человека и имеет неприятный запах. Практически с 50-х и до конца 80-х годов прошлого века во всех компрессионных БХП отечественного и зарубежного производства в качестве хладагента применяли фреон-12, получивший условное международное обозначение R12 (по первой букве английского слова Refrigerant). Для смазки деталей компрессора использовали минеральное масло, растворимое во фреоне («фреоновое масло»). При обычных условиях R12 представляет собой нейтральный газ без цвета и запаха, не представляющий серьезной угрозы для здоровья человека. В холодильнике средних размеров его менее 100 г. и при аварийном нарушении герметичности системы он быстро улетучивается.
Производство фреона-12 было организовано впервые в 1931 г. американской фирмой Frigidaire, которая затем продала свои патенты концерну DU PONT. В начале 90-х DU PONT выпустил на замену R12 новый альтернативный хладагент R134a, не разрушающий озон.
В 80-е годы было открыто разрушающее воздействие атомарного хлора на озон в атмосфере. Озоновый слой в атмосфере служит защитным щитом от космических излучений для всего живого на Земле. Из открытия ученые сделали вывод о глобальной угрозе здоровью людей и окружающей природе из-за истощения озонового слоя в результате промышленной деятельности, в том числе выброса в атмосферу фреонов. В качестве подтверждения глобальной угрозы приводили расширение «озоновых дыр» над полюсами Земли. Принятые международные соглашения призывали все страны к прекращению производства и потребления веществ, разрушающих озон. Монреальский протокол 1987 г. предусматривал постепенный перевод производства БХП во всех странах на озононеразрушающие хладагенты. Поскольку фреон 12 в своем составе содержит хлор, который разрушает озон, он попал в перечень запрещенных хладагентов.
В последующие годы наблюдалось сужение «озоновых дыр», никак не связанное с производством фреонов для холодильников. Мнение других ученых о циклическом характере изменения размеров «озоновых дыр», как глобальных явлений природы, и не возможном влиянии на них тех объемов фреонов, которые производились в 80-е годы, не было принято экологами. Фреон-12 был «осужден» окончательно.
Во исполнение Монреальского протокола взамен единого хладагента R12 в разных странах стали разрабатывать
озонобезопасные и экологически чистые хладагенты. По энергетическим характеристикам некоторые из них даже превосходят традиционный R12. В США разработали озонобезопасный хладагент R 134а, который нельзя использовать в холодильных машинах, спроектированных под R12. Новый хладагент должен работать вместе со специальным синтетическим маслом, которое разрушает электроизоляционные материалы электродвигателей компрессоров, спроектированных для работы на R12 с минеральным маслом. Для перевода производства БХП с R12 на R134a необходимы существенные конструктивные изменения компрессоров, электродвигателей и всей системы охлаждения. Большие затраты на переоснащение производства, необходимые для перехода с R12 на R134а, явились главным препятствием внедрению этого хладагента в производство отечественных БХП.
В 90-е годы международные организации по защите климата Земли пришли к выводу о глобальной опасности потепления. В 1997 г. был принят Киотский протокол, направленный на ограничение выбросов в атмосферу «парниковых газов». Этот протокол обязывает страны докладывать в международный комитет по защите климата Земли о выбросах в атмосферу парниковых газов.
Вместо R12 и R134a в Германии в 90-х годах стали применять природный газ изобутан, совместимый с минеральными маслами. Этот хладагент получил условное сокращенное международное обозначение R600a. Он не разрушает озон и не вызывает парниковый эффект, и поэтому получает все большее признание. Около 10 % БХП в мире и более 35 % в Европе (в том числе холодильники «Атлант») в 2005 г. работают на R600a. По теплофизическим и эксплуатационным характеристикам R600a превосходит R134a. Самые экономичные холодильники с классами энергопотребления А+ и А++ работают на R600a. Природные углеводороды, как хладагенты, не находили широкого применения в БХП из-за повышенной пожарной опасности. В современных конструкциях эту проблему решили благодаря уменьшению дозы заправки до таких объемов, которые практически не могут привести к пожару. Доза заправки бытовых холодильников и морозильников столь мала, что даже при полной утечке хладагента из агрегата его концентрация в кухне объемом 20 куб.м будет ниже порога горючести в десятки раз.
В 130-литровом холодильнике всего 20 г R600a, а в начале прошлого века в холодильник такого же объема заправляли 250 г изобутана.
В России взамен R12 используют импортные хладагенты R134a и начинают применять экологически чистые хладагенты отечественной разработки: диметиловый эфир, пропан, бутан, изобутан и их смеси. На российских предприятиях освоено производство R600a. Российские хладагенты на основе смесей газов известны под марками: С-1, С-2, СМ-1, Экохол-3.
Хладагент С-1 представляет собой смесь углеводородов и фторуглеродов (азеотропная смесь R152/R600a). Хладагент СМ-1 представляет собой смесь R134a/R218/R600, по термодинамическим характеристикам близкую к R12. Совместимость С-1 и СМ-1 с минеральным маслом ХФ 12-16 и конструкционными материалами отечественных компрессоров позволяет максимально упростить процесс перехода с R12 на отечественные хладагенты.
Все хладагенты, применяемые в массовых БХП, обладают очень высокой текучестью и не имеют ни цвета, ни запаха. Они способны проникать даже через микротрещины и микропоры обыкновенного чугуна (воздух, вода и керосин не проникают через такой чугун).
Особо высокие требования предъявляют к герметичности холодильных агрегатов, работающих на смесях из низкокипящих газов с разными температурами кипения. При нарушении герметичности системы в первую очередь улетучиваются высококипящие фракции. Самая малая утечка одной из фракций приводит к нарушению соотношения пропорций между ними, к изменению температуры кипения хладагента и нарушению температурного режима работы БХП. При устранении утечек возникают повышенные трудности, поскольку исключается возможность дополнения хладагента или только улетучившейся фракции. Из-за разных температур кипения газов приходится полностью перезаправлять холодильный агрегат.
Марка хладагента для российских покупателей не имеет большого значения при нормальной работе БХП. О ней можно забыть до печального момента, когда возникнет необходимость ремонта. При нарушении герметичности системы охлаждения специалисту нужно знать, какой хладагент заправлен, оптимальную дозу заправки и марку масла. Эти данные указывают на табличке с характеристикой БХП или холодильного агрегата. Марку хладагента и масла должны указывать и на мотор-компрессоре. Технологические инструкции определяют возможности взаимозаменяемости разных марок хладагентов и масел, с которыми они могут работать.
Заказать ремонт и узнать подробнее о его стоимости Вы можете позвонив по телефону: 8 (917) 420-49-39, или у нас на сайте , также Вы можете заказать обратный звонок, нажав соответствующую кнопку в верхнем правом углу сайта.
Вреден ли фреон из холодильника
Многие поломки холодильника сопровождаются разгерметизацией охлаждающего контура. Коррозия испарителя, нарушение целостности локринговых соединений, пробой испарителя ножом, если вы пытались сбить лед в морозилке при размораживании холодильника – все это приводит к выходу из строя агрегата и утечке фреона. И помимо вопроса «что делать с холодильником», второй не менее резонный – «не опасен ли фреон»? Может быть он ядовит? Не отравятся ли домочадцы, особенно, если у нас стандартная 6-метровая кухня? А еще у нас газовая плита – не «рванет» ли?
Ответим сразу: в современных холодильниках циркулируют хладагенты марок R600a, R134a, R12 и R22. В тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках, утечка фреона не может нанести вред здоровью или привести к взрыво- или пожароопасной ситуации.
В нижеприведенной таблице мы подробно рассмотрим основные свойства фреонов с точки зрения их потенциальной опасности для человека и окружающей среды (в том числе влияния на озоновый слой).
Используется в качестве хладагента в большинстве современных холодильников.
Представляет собой газ природного происхождения, поэтому не разрушает озоновый слой.
Горюч, в высокой концентрации взрывоопасен при контакте с воздухом.
Опасен ТОЛЬКО в ВЫСОКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ (нижний порог взрывоопасности – 1,3% — это 31 грамм изобутана на кубический метр воздуха; верхний порог —8,5% — 205 граммов изобутана на кубический метр воздуха). Объем обычной «6-метровой кухни» составляет примерно 15 кубических метров. То есть для создания взрывоопасной среды (при условии полной герметичности помещения) потребуется более 400 грамм R600a. В холодильнике, к счастью для всех, циркулирует порядка 100-200 грамм фреона.
Вместе с R600a основной фреон, используемый в современных бытовых холодильниках.
Один из первых хладагентов, полученных без использования хлора. Представляет собой нетоксичный бесцветный газ. Не взрывоопасен и не воспламеняется при любых значениях температуры. Не оказывает влияния на озоновый слой атмосферы, поскольку имеет нулевой потенциал разрушения озонового слоя (ODP = 0).
В современных холодильниках практически не применяется (может встречаться в старых моделях).
Представляет собой бесцветный газ с легким эфироподобным запахом. Невзрывоопасен. Вреден для окружающей среды, поскольку обладает озоноразрушающей способностью.
В высокой концентрации промышленных масштабов (при объемной доле в воздухе — 30%), приводит к удушью. Как вы понимаете, фреона из единственного бытового агрегата для создания подобной концентрации совсем не достаточно. Не горюч, однако при температуре свыше 330 °C выделяет токсичные соединения.
Ранее широко использовался в холодильниках, сегодня — встречается лишь в старых моделях.
Представляет собой бесцветный газ с легким запахом хлороформа. Не горюч и не взрывоопасен. Озоноразрушающий потенциал в 20 раз ниже, чем у фреона R12. Разлагается на высокотоксичные продукты при воздействии с открытым пламенем.
Ядовит ТОЛЬКО при нагревании свыше 250 С° за счет разложения на токсичные соединения.
Как вы сами видите из таблицы, даже потенциально опасные для человека фреоны при комнатной температуре и в тех объемах, которые имеются в бытовых холодильниках – не могут причинить вред человеку. Впрочем, проветривание помещения в случае утечки фреона не повредит – для вашего же спокойствия.
Как определить, какой фреон в вашем холодильнике?
Если вы беспокоитесь, что ваш холодильник был заправлен каким-то иным хладагентом (как вам кажется, очень вредным и опасным), рекомендуем узнать марку фреона, на котором работает холодильник. На компрессоре каждого холодильника есть специальная бирка (наклейка), где указан используемый хладагент. Кроме того, тип фреона указывается в техническом паспорте агрегата.
С 99% уверенностью можно утверждать, что ваш агрегат функционирует на одном из описанных выше хладагентов (R600а, R134a, R12 или R22), которые не ядовиты и не несут никакой опасности для человека.
Признаки утечки фреона
Как определить, что из холодильника вытек фреон? Существует ряд признаков, свидетельствующих об утечке хладагента из холодильника:
- Если вы сбивали лед в морозилке, острие воткнулось в стенку и вы услышали шипение – речь идет об утечке.
- Недостаточное охлаждение, при этом компрессор работает постоянно и не отключается. При утечке фреона холодильник не может достигнуть заданной температуры, и агрегат пытается «компенсировать» недостаток холода постоянной работой. Если холодильник двухкомпрессорный – плохо будет охлаждать одна из камер, если однокомпрессорный – обе.
- Мотор не включается совсем. После того как фреон улетучился, компрессор не «заводится», холодильник перестает работать вообще.
- Сигналы о неисправности. Современные холодильники сообщают о том, что температура выше заданного значения. Это может быть мигание аварийного индикатора или звуковой сигнал.
- Визуальные признаки. Если произошла утечка в испарителе, на нем возникает большой нарост снега и льда (что говорит о неисправности). Если же по периметру дверцы морозильной камеры видны следы коррозии, скорее всего, образовалась утечка в контуре обогрева периметра морозилки. В обоих случаях холодильник не морозит или морозит не достаточно хорошо.
Большинство фреонов обладают повышенной текучестью, за счет чего они могут улетучиваться даже через малейшие микроотверстия. Именно поэтому определить место утечки, порой, бывает крайне сложно. Мастера «РемБытТех» используют для этого течеискатели – профессиональное оборудование, которое по концентрации фреона в воздухе помогает найти место пробоя. Сделать это самостоятельно без должных знаний и специальных инструментов – невозможно. Именно поэтому в случае утечки фреона мы настоятельно рекомендуем обращаться к профессионалам.
Цены на ремонт холодильников при утечке фреона
Стоимость ремонта холодильника зависит от его марки и характера утечки. В таблице приведена ориентировочная цена устранения утечки фреона для наиболее популярных марок холодильников в сервисном центре «РемБытТех».
Марка холодильника | Полная стоимость устранения утечки* (работа + запчасти) |
Выезд мастера | Бесплатно |
Холодильник Стинол | от 2800 до 6000 руб. |
Холодильник Атлант | от 2800 до 6000 руб. |
Холодильник Liebherr | от 4800 до 10000 руб. |
Холодильник Индезит | от 3200 до 7000 руб. |
Холодильник Electrolux | от 4800 до 9000 руб. |
Холодильник Vestfrost | от 4800 до 10000 руб. |
Холодильник Самсунг | от 3200 до 7000 руб. |
Холодильник Аристон | от 3000 до 6400 руб. |
Холодильник LG | от 3100 до 6900 руб. |
Холодильник Бирюса | от 2800 до 6000 руб. |
Холодильник Вирпул | от 4000 до 8000 руб. |
Холодильник Sharp | от 4800 до 10000 руб. |
Холодильник AEG | от 4800 до 9500 руб. |
Холодильник Сименс | от 4800 до 10000 руб. |
Холодильник BEKO | от 3200 до 7000 руб. |
Другая марка | от 2500 до 12000 руб. |
*Указана примерная полная стоимость устранения утечки. Точная сумма определяется мастером после диагностики и осмотра повреждений морозилки.
Преимущества «Рембыттех» для вас
- Бесплатная консультация по телефону. По описанию вами неисправности наши специалисты определят возможную причину и примерную стоимость устранения поломки. Окончательная стоимость определяется мастером после проведения диагностики.
- Бесплатный выезд специалиста и диагностика. Если после проведения диагностики вы соглашаетесь на ремонт холодильника силами специалистов «РемБытТех», вам не придется оплачивать ее стоимость, а также стоимость выезда мастера.
- Честные цены. На нашем сайте указана ПОЛНАЯ стоимость ремонтных работ, включающая в себя стоимость новых деталей и работу мастера по их замене.
- Ремонт у вас дома в течение 24 часов. Вам не придется доставлять холодильник в сервисный центр. Наш мастер проведет ремонт прямо у вас дома в течение 24 часов после получения заявки.
- Удобное время работы. Сервисный центр «РемБытТех» работает с 8 до 22 часов, без перерывов и выходных, поэтому вы всегда сможете выбрать удобное для вас время приезда мастера.
- Гарантия. На все виды работ по устранению утечки фреона мы предоставляем гарантию сроком до 6 месяцев (зависит от марки холодильника и характера поломки).
Ремонт холодильников, связанный с устранением утечки фреона, – сложная процедура, требующая особых знаний и наличия специального оборудования. Самостоятельно справиться с этой неполадкой не получится, поэтому обратитесь к специалистам сервисного центра «РемБытТех» и будьте уверены, что утечка фреона будет устранена быстро и надежно! Звоните нам прямо сейчас:
Также вы можете оставить заявку на нашем сайте. Наш специалист осуществит выезд в течение 24 часов после получения заявки и вернет вашему холодильнику былую работоспособность.
Как понять, что требуется закачка фреона в холодильник?
Любой сбой в работе или поломка холодильника создает массу неудобств пользователям. При утечке хладагента агрегат работает «впустую», что в итоге вызовет его поломку. Причиной утечки обычно бывают нарушения правил эксплуатации холодильника – механическое повреждение системы при транспортировке, установке, несоблюдении правил обслуживания, непрофессиональная замена хладагента – несоответствие марки вещества может вызвать перепады давления и разгерметизацию.
Принцип работы компрессорного холодильника
К холодильникам подобного типа относятся многие известные марки. Процесс охлаждения в камерах запускается компрессорами. Основными составляющими частями холодильника являются:
- компрессор – бывает линейным и инверторным; благодаря запуску компрессора хладагент перемещается по трубкам системы охлаждения, обеспечивая снижение температуры в камерах;
- конденсаторная панель — система из трубок на задней или боковой стенках корпуса; обеспечивает теплообмен между вырабатываемым компрессором теплом и окружающим воздухом; конденсатор надежно защищает холодильник от перегрева;
- испаритель – узел, в который под давлением, создаваемым компрессором, из конденсатора поступает хладагент; в испарителе происходит преобразование хладагента из жидкого состояния в газообразное – таким образом, хладагент отбирает тепло, отводя его из внутренних камер в конденсатор;
- терморегулирующий вентиль (ТРВ) – обеспечивает автоматическую регулировку хладагента, поступающего в испаритель в зависимости от температуры паров выходящего хладагента;
- хладагент – обычно используется фреон или изобутан в газообразной форме; циркулируя по системе, он обеспечивает охлаждение в камерах.
Хладагент попадает в испаритель, затем за счет поглощения выработанного тепла нагревается и переходит в газообразное состояние. В этот момент происходит запуск компрессора холодильника, который создает давление, необходимое для движения хладагента в системе. Начиная свое движение, хладагент попадает в конденсатор, где за счет отдачи тепла его температура снижается, а он сам переходит в жидкое состояние. Регулировка температуры в камерах современных холодильников осуществляется механическим или сенсорным терморегулятором. После охлаждения хладагент проходит в фильтр-осушитель, где из него удаляется лишняя влага. Затем хладагент опять поступает в испаритель. Данный цикл будет повторяться несколько раз до достижения в камерах температуры, выставленной регулятором. Когда заданная температура будет достигнута, контроллер посылает сигнал на пусковое реле, отключающее двигатель холодильника.
Виды хладагентов
Хладагент – специальное вещество, циркулирующее по охладительной системе холодильника. Существует несколько видов хладагента, отличающихся по производительности и безопасности.
Фреон 134а – один из первых хладагентов, бесцветный газ, производится без применения хлора. Не горит, не взрывоопасен в любых концентрациях, не содержит хлора, абсолютно безопасен.
Фреон R12 – представитель хлорфторуглеродов. Бесцветный газ, имеет специфический запах, не взрывоопасен, очень текуч, растворяется в масле, не растворяется в воде. Применяется в холодильниках с температурой конденсации не более 75 градусов. В современных моделях его обычно заменяют на более современный хладагент, поскольку R12 запрещен к применению.
R600а – изобутан, природный газ, не разрушающий озоновый слой и не создающий парниковый эффект. Изобутан хорошо горит, в больших количествах взрывоопасен. При использовании изобутана масса хладагента сокращается примерно на треть по сравнению с R12 и R134a. В бытовых холодильниках его количество не превышает 50-100 г. Холодильники с R600а отличаются низким уровнем шума в связи с низким давлением в рабочем контуре хладагента.
Как понять, что хладагент вышел из системы?
Учитывая, что хладагенты – это бесцветные газы, не имеющие запаха, увидеть их «вытекание» нельзя. Если вы увидели, что из холодильника вышла жидкость – это компрессорное масло. В холодильнике оно находится в общей с хладагентом системе. При циркуляции эти вещества смешиваются. Если происходит вытекание масла, значит, нарушилась герметичность системы и необходимо искать утечку хладагента. Такая неисправность будет проявляться и другими проблемами в работе прибора.
Повышение температуры в одной из камер или в обеих сразу
Типичным симптомом утечки хладагента является повышение температуры в холодильной камере, при том, что морозильная камера продолжает морозить до выхода оставшегося хладагента. В двухкомпрессорных холодильниках дефект проявляется в одной камере. Агрегат второй остается герметичным и работает без проблем.
Компрессор не отключается
При снижении уровня хладагента падает давление в контуре всей системы, поэтому компрессор работает, не выключаясь. Если постоянно слышен равномерный шум работающего компрессора, и он не делает паузы через обычные 15-20 минут, значит, холодильник старается компенсировать недостаток хладагента безостановочной работой.
Компрессор остановился и не подает признаков жизни
После того, как холодильник попытался работать, используя остатки хладагента, происходит его полная утечка. При этом процесс охлаждения останавливается, компрессор перестает включаться. Если при этом прикоснуться к конденсатору – решетке на торце холодильника, то она будет холодной. Это признак того, что хладагент в системе закончился.
Что будет делать мастер?
Для устранения данной неисправности необходимо вызвать мастера из сервисного центра. В его задачу входит не только восстановить необходимое количество хладагента, но – в первую очередь – найти и устранить его утечку. Мастер измерит давление в системе охлаждения и проверит ее на наличие утечки. Для обнаружения места утечки мастер сначала осмотрит холодильник на наличие видимых признаков разгерметизации – вздутия или ржавчины. Затем, используя специальный прибор – течеискатель, найдет точное место утечки. Течеискатель работает по принципу газоанализатора, определяя содержание газа в определенном месте. Проверив систему по всей длине, мастер найдет точки обрыва.
Устранение утечки
Для устранения утечки сначала выполняется полный сброс остатков хладагента. После этого обнаруженные трещины запаиваются. Сложность задачи определяется местом утечки:
- в доступных местах – компрессор, фильтр, конденсатор, испаритель с системой No Frost;
- в недоступных местах – при контакте с медью и водой могут поржаветь алюминиевые трубки.
В некоторых случаях трубки нельзя запаять, они требуют полной замены. Например, микротрещины испарителя запаять очень сложно. В некоторых ситуациях, требующих замены нескольких деталей контура, стоит рассмотреть вопрос покупки нового холодильника.
Заправка хладагентом
Правильная технология заправки системы хладагентом предполагает несколько этапов. При перезаправке обязательно выполняется замена фильтра-осушителя. Это делается для предотвращения попадания частиц влаги в охлаждающий контур. Для проверки герметичности мастер выполняет продувку системы азотом. Заполняя контур азотом, мастер контролирует давление на манометре. Если тест пройдет успешно, газ стравливается и мастер приступает к вакуумированию. Оно выполняется для гарантированного удаления из системы воздуха и влаги. Работа выполняется с использованием специального оборудования. Подключение делают через клапан Шредера. Затем выполняется откачка до получения требуемого уровня вакуума. Заправка нового хладагента также происходит через клапан Шредера. Степень заправки контролируется по манометру или с учетом массы. После окончания работ мастер должен обязательно проверить герметичность системы, используя течеискатель.
Купите новый холодильник от ASKO
Холодильники ASKO станут изысканным дополнением к функциональному оснащению кухни. Все модели отличаются эргономичным дизайном, экономичностью, широким функционалом. В зависимости от модели холодильники оснащены системой NoFrost или Total NoFrost, обеспечивающей автоматическое размораживание холодильного и морозильного отделений. Двойная система охлаждения обеспечивает индивидуальную регулировку микроклимата в каждой камере отдельными температурными регуляторами. Удобный цифровой дисплей на современных моделях показывает текущую температуру в морозильной камере, секции свежих продуктов и в дополнительном выдвижном ящике. Особое внимание производители холодильников ASKO уделили системе безопасности. Современные модели оснащены функциями индикации открытой дверцы и блокировкой от детей. Используемый в агрегатах хладагент R600a (изобутан) имеет природное происхождение и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.
Многие модели холодильников имеют дополнительные зоны для хранения продуктов. Зона свежести Freshbox увеличивает срок хранения овощей и фруктов, а секция Coldbox с пониженной температурой предназначена для мяса и рыбы. Функция быстрой заморозки Super cool позволит максимально сохранить полезные свойства продуктов. Быстрое замораживание происходит за счет интенсивного обдува холодным воздухом.
Компания ASKO – единственный в мире производитель, выпускающий морозильники с функцией трансформации в холодильное отделение. Конвертируемая камера имеет широкий температурный диапазон, благодаря которому в течение двух часов можно перестроить агрегат на требуемый режим. Холодильники ASKO имеют улучшенную систему теплоизоляции и герметичные двери.
Как работает холодильное оборудование?
Содержание
Содержание
Вы никогда не задумывались, почему в холодильнике — холодно, и что общего у морозильного шкафа и кондиционера? В этом материале разбираемся, как работает холодильное оборудование.
Замечали, что, когда вы выходите из душа, вам всегда прохладно? Дело в том, что влага при испарении поглощает тепло. А при конденсации, наоборот, тепло выделяется. На этих явлениях и основан принцип действия паровых компрессорных холодильных машин– в них по замкнутому кругу двигается специальная жидкость (хладагент). Хладагент испаряется в испарителе и конденсируется в конденсаторе. При этом испаритель охлаждается, а конденсатор греется.
Чтобы хладагент испарялся и конденсировался в нужных местах, в холодильном контуре должны присутствовать еще два элемента – компрессор и дросселирующее устройство.
Компрессор сжимает газообразный хладагент в конденсаторе, где он под действием высокого давления переходит в жидкую форму, выделяя тепло. А дросселирующее устройство (капиллярная трубка или терморегулирующий вентиль) затрудняет движение хладагента и поддерживает высокое давление в конденсаторе. После дросселя давление в контуре намного ниже, и попавший туда хладагент начинает испаряться внутри испарителя, поглощая тепло. Далее он, уже в газообразном виде, снова попадает в компрессор, и цикл повторяется.
Многие холодильные установки комплектуются дополнительными элементами.
Фильтр-осушитель устанавливается перед дросселирующим устройством. Его задачей является извлечение из хладагента воды и механических частиц. При его отсутствии капилляр может засориться или замерзнуть.
Терморегулятор (термостат) выключает компрессор при достижении необходимой температуры.
Ресивер повышает эффективность холодильной установки. Без терморегулирущего вентиля (с капиллярной трубкой) скорость выработки холода является постоянной. И, если она будет слишком большой, компрессор будет часто включаться–выключаться, а если слишком маленькой — охлаждение будет идти слишком долго. Использование ТРВ позволяет изменять скорость охлаждения в больших пределах, но требует наличия ресивера для компенсирования колебаний расхода хладагента.
Различные датчики температуры и давления, управляемые электроникой регуляторы давления и клапаны используются для повышения эффективности устройства и поддержания специфических режимов работы.
Из холода в жар
Чаще всего холодильная машина используется именно для охлаждения — испаритель расположен в охлаждаемом объеме, а конденсатор вынесен в окружающую среду. Так работают кондиционеры, холодильники и морозильники. Но холодильный контур не только поглощает тепло на испарителе, но и выделяет его на конденсаторе. Нельзя ли использовать холодильную машину «наоборот» — для обогрева, расположив конденсатор в обогреваемом помещении, а испаритель вынеся наружу?
Еще как можно. Холодильная машина использует электроэнергию не для непосредственного нагрева (как ТЭН), а для переноса тепла, поэтому эффективность ее выше, чем у обычного электронагревателя. Многие современные кондиционеры могут работать «наоборот», используя теплообменник внутреннего блока как конденсатор, а теплообменник внешнего блока – как испаритель. В таком режиме на 1 кВт потребленной мощности кондиционер может произвести 2–6 кВт тепла. Греть комнату кондиционером может быть значительно выгоднее, чем электрообогревателем!
Однако здесь есть некоторые тонкости — эффективность холодильной машины уменьшается при падении температуры на испарителе и ее росте на конденсаторе. Это связано с тем, что теплообмен между двумя веществами происходит тем быстрее, чем больше разница их температур. А поскольку температура кипения хладагента постоянна, то, чем ниже температура в испарителе, тем медленнее идет теплообмен и тем меньше тепла он вырабатывает при той же потребляемой мощности. И при температуре окружающей среды до -5…-10°С эффективность кондиционера как отопительного прибора становится невысока.
Поэтому использовать кондиционер для отопления дома или квартиры можно, только если температура зимой не падает ниже -5°С.
В местах с более холодным климатом в последнее время все большую популярность получают тепловые насосы – паровые компрессорные холодильные машины, у которых испаритель помещен под землю на глубину, большую глубины промерзания. Поскольку там всегда сохраняется положительная температура, эффективность теплового насоса не зависит от времени года. Такие устройства намного экономичнее электрических обогревателей и могут использоваться для отопления жилища круглый год при любой температуре. К сожалению, высокая стоимость тепловых насосов пока препятствует их популярности.
Виды компрессоров
Поршневые компрессоры устанавливаются в основном в холодильниках и морозильниках. В большинстве моделей поршень приводится в движение обычным электродвигателем, двигающим поршень через шатунно-кривошипный, кулачковый или кулисный механизм.
Существуют также электромагнитные (линейные) поршневые компрессоры. В них цилиндр расположен внутри катушки, создающей электромагнитное поле, которое приводит в движение поршень.
Поршневые компрессоры способны создавать высокое давление, обеспечивая большой перепад температур на испарителе и конденсаторе. Кроме того, обычный поршневой компрессор имеет достаточно простую конструкцию, не требующую высокой точности изготовления деталей, соответственно стоят они недорого. Однако недостатков у поршневых компрессоров тоже хватает:
- Несбалансированность однопоршневого компрессора является причиной высокого уровня шума и вибраций при работе.
- Большое количество движущихся деталей приводит к ускоренному износу и снижению ресурса.
- Опасность поломки при быстром повторном пуске. Сразу после остановки в цилиндре компрессора наличествует высокое давление. Если в этот момент включить компрессор, создается критическая нагрузка на двигатель, могущая привести к его повреждению.
Поэтому поршневой компрессор можно повторно запускать только через несколько минут после остановки, когда давление в системе выровняется. Защитой от повторного пуска снабжены далеко не все модели, поэтому холодильное оборудование рекомендуется подключать через реле времени с задержкой включения в 5–10 минут.
Ротационные компрессоры (иногда называемые роторными) создают давление за счет изменяющегося зазора между вращающимся ротором и корпусом компрессора.
Существуют различные модификации этого вида компрессоров — с эксцентричным ротором, с подвижными лепестками, с качающимся ротором, спиральный и т. п.
Все они обладают небольшими габаритами, низким уровнем шума и увеличенным ресурсом за счет снижения количества подвижных деталей. К недостаткам этого вида можно отнести сложность изготовления (ротор и корпус должны быть изготовлены с высокой точностью) и низкое максимальное давление. Такие компрессоры чаще используются в климатической технике, для которой не требуется создавать очень низкую температуру.
Ротационными и поршневыми список компрессоров не исчерпывается — существуют еще центробежные, винтовые, кулачковые и другие. Но в бытовой технике они используются реже.
Вне зависимости от вида компрессор может быть неинверторным (стандартным) или инверторным. У обычных компрессоров скорость вращения двигателя постоянна, для поддержания заданной температуры он периодически включается и выключается. В инверторных компрессорах двигатель подключен через частотный преобразователь (инвертор), с помощью изменения частоты напряжения меняющий скорость вращения электродвигателя. Такой компрессор поддерживает заданную температуру выставлением нужной скорости вращения. Инверторные компрессоры дороже, но экономичнее, эффективнее и имеют больший ресурс.
Типы хладагентов
В качестве хладагента в холодильных машинах используются различные жидкости и газы — аммиак, пропан, фреоны (смеси углеводородов). Используемый в холодильной машине хладагент сильно влияет как на ее характеристики, так и на условия эксплуатации. Например, кондиционер, заправленный фреоном R-134a (температура кипения -26,5 °С) при -30 на улице работать в режиме обогрева не будет вообще — фреон просто не вскипит в наружном блоке. Более того, попытка включения кондиционера в таких условиях с большой вероятностью приведет к его поломке — попадание жидкости (а не газа) в компрессор обычно выводит его из строя.
Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.
В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:
Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.
R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.
R134 (тетрафторэтан) используется в кондиционерах взамен вышедшего из употребления R12. Температура кипения R134 составляет -26,3°С, поэтому в низкотемпературной технике он не используется. Однако, хоть R134 и не вреден для озонового слоя, он относится к газам, усиливающим парниковый эффект, поэтому безвредным его назвать нельзя.
R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.
Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.
Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.
Какие виды фреона использовались в холодильниках
Фреоны – это жидкости или газы, как правило, не обладающие цветом и запахом. Они применяются в качестве растворителей, вспенивателей, пропеллентов и хладагентов в холодильных установках. Применение в качестве последнего мы и рассмотрим в данной статье. Фреон в качестве хладагента повсеместно начали применять в холодильных установках в 30-х годах 20-го века. Попытки сделать холодильник абсорбционного типа были и раньше, но используемые тогда вещества не совсем можно назвать фреоном.
В Советском Союзе первые бытовые холодильники компрессионного типа начали выпускать на Харьковском тракторном заводе в 1937 году. С тех пор до сегодняшнего дня сменилось много поколений хладагентов. Одни нужно было менять из-за вреда для человека и окружающей среды, другие – из-за низкой эффективности или дороговизны производства. Современный фреон – это газ или жидкость практически безвредный для человека, тем не менее требующий к себе должного внимания при утилизации и эксплуатации.
Хладагент в системе холодильника
Фреон обладает уникальными свойствами, благодаря которым он и получил широкое распространение в качества хладагента в холодильных установках. При изменении давления меняется его состояние и температура. Контур охлаждения состоит из нескольких деталей. Для того чтобы заставить фреон двигаться по системе установлен двигатель (компрессор). Мотор создает давление газа около 8‑ми атмосфер и закачивает газ сначала в конденсатор (решетка сзади холодильника). В этом месте хладагент немного остывает и поступает в тонкую капиллярную трубку, где при снижении давления происходит сильное разрежение и колоссальное падение температуры. На входе в капилляр температура около 40 градусов и давление 8 атмосфер, а на выходе – давление 0,6 и температура около -20-25С. Далее находится испаритель, который охлаждает камеру устройства.
Как говорилось выше различных фреонов используется и использовалось раньше довольно много. Тип конкретного хладагента зависит от места его применения (бытовые холодильники, промышленные, системы кондиционирования и т.д.). Рассмотрим основные виды фреонов, которые использовались в холодильниках.
Фреон R12
Этот вид фреона широко применялся в бытовых холодильниках вплоть до 1987 года. Во всех советских холодильных аппаратах, в качестве основного рабочего вещества, применялся именно этот хладагент. Так долго его использовали благодаря невысокой цене и довольно большим показателям эффективности. Но в 87-ом году было принято решение запретить его использование, так как считалось, что он негативно влияет на озоновый слой Земли. Впоследствии это утверждение не раз опровергалось в связи с отсутствием прямых доказательств, но фреон R12 так и остался под запретом. Бытует мнение, что его запрет связан с необходимостью ввести на рынок новый продукт с более высокой ценой.
Фреон R134A
Этот тип фреона пришел на смену запрещенному R12. Основной особенностью систем на данном веществе являлось то, что в моторе использовались синтетические масла. Это было как плюсом, так и минусом этих систем. Фреон R134A очень плохо растворял и вымывал масло из системы, что впоследствии приводило к засору капиллярной трубки. Производители бытовых устройств довольно быстро обратили внимание на данный недостаток и отошли от применения этого типа хладагента. Но на сегодняшний день еще можно встретить холодильники, работающие на 134-ом.
Хладагент R600A
Этот вид фреона используется сегодня во всех бытовых холодильниках. Благодаря его применению современные устройства обладают высоким классом энергопотребления. Это связано с тем, что данный газ обладает очень высокой эффективностью и может прокачиваться мотором меньшей мощности. Также системы на R600 работают в вакууме, перед заправкой система вакуумируется. Таким образом давление на входе в мотор ниже атмосферного.
Еще одним достоинством этого революционного вида хладагента является бесшумность работы холодильника. Многие из нас помнят как холодильники старого типа могли разбудить посреди ночи. С современными устройствами такого не происходит. Единственным недостатком данного вещества можно считать его способность к воспламенению. Но, его в системе очень мало и система герметична, поэтому пользователю переживать не стоит даже при появлении утечки.
Купите новый экономичный холодильник Gorenje
Компания Gorenje знаменита на весь мир своей бытовой техникой, которая относится к премиальному сегменту, но при этом имеет весьма демократичную цену. Выбирая холодильник или морозильную камеру “Горенье” вы покупаете высокотехнологичный прибор, который не только будет иметь высокий класс энергоэффективности, но и позволит значительно сэкономить время пользователя.
Холодильное оборудование марки использует только безопасные хладагенты и экономичные компрессоры, которые отличаются низким уровнем шума. Бытовая техника марки работает тихо и практически не мешает сну ребенка. Особенностью холодильников и морозильных камер “Горенье” также является удобство эксплуатации. Ящики и полки внутри камер устройств расположены логично и могут изменять свою высоту. Доступны как однокамерные модели холодильников, так и двухкамерные. При желании посетитель нашего фирменного магазина может выбрать модель типа “Side-by-side” с распашными дверьми. В каталоге можно выбрать модели с льдогенератором или диспенсером для воды, некоторые устройства могут подключаться к водопроводу.
Фирменный магазин
Лучшее место для покупки техники Gorenje – это фирменный магазин. Мы реализуем только оригинальную продукцию, имеющую все необходимые сертификаты соответствия. Техника может быть доставлена прямо на дом. Вы можете проверить комплектацию устройства и оценить его работоспособность. Каждому покупателю выдается полный комплект документов и гарантия.
Реальный цвет и запах фреона в холодильнике
Обновлено: 16 сентября 2021.
Чем пахнет фреон из холодильника? О чем говорит его запах? Какого цвета хладагент в холодильнике, почему он может быть желтым, зеленым, фиолетовым? О чем можно судить по запаху и цвету фреона при протечке?
Какого цвета фреон в холодильнике
Современные хладагенты, которые используются в холодильниках – бесцветные. Но только когда они идеально истые, без примесей. Во время утечки фреон может приобретать другой цвет. К нему примешивается масло, нагар и т.д. В зависимости от цвета можно сказать что стало причиной загрязнения хладагента.
В этой таблице мы рассказали основные причины приобретения фреоном цвета. В некоторых случаях он может не окраситься, а в других наоборот. Измененный цвет хладагента сигнализирует вам: «Пора сделать диагностику и профилактику!»
Некоторые мастера добавляют в хладагент маслорастворимый краситель. С его помощью можно облегчить поиск утечки фреона в холодильнике. Но качественный краситель виден только под ультрафиолетовым светом. Дешевые аналоги могут окрашивать хладагент в любой цвет и видны невооруженным глазом.
Имеет ли запах фреон
Чистые хладагенты, которые используются в холодильниках, не имеют запаха. Но при утечке фреон может пахнуть. Вот причины появления запаха у фреона в холодильнике (ниже разберем их подробнее):
- В хладагент был добавлен одорант;
- Перегрев компрессора из-за утечки хладона;
- В составе фреона есть нежелательные примеси;
- Произведена некачественная смена хладагента.
Чем пахнет хладагент в холодильнике при утечке
Современные хладагенты не имеют ярко выраженного запаха. До 70-80 годов 20 века все было иначе. В холодильниках применяли вещества с явным, порой довольно резким запахом. Это были:
- Аммиак (R717);
- Хлорметан (R40);
- Диоксид серы.
В 1930-1935 годах был изобретен хладагент R12, дифтордихлорметан. Его стали использовать в холодильниках и автомобильных кондиционерах. С 1994 года оборудование под этот хладон не изготавливается. Но если у вас старый холодильник на 12-ом фреоне, при утечке вы ощутите легкий сладковатый запах.
Но и современные фреоны могут пахнуть. В чистом виде они не дают запаха, но при определенных условиях… Об этом мы расскажем ниже.
Одорант в хладагентах
Некоторые производители добавляют в хладагенты одорант. Они делают это в целях безопасности, чтобы запах мог предупредить об утечке. Если ваш холодильник работает на хладагенте R-290 (пропан), R-600a (изобутан) или их смеси, то запах газа сигнализирует об утечке. Производитель мог добавить в фреон одорант, аналогичный тому, что добавляют в газ.
Одорант (от лат. odor «запах») — вещество, используемое в качестве примеси к газу для придания ему запаха, по большей части предупреждающего. В высоких концентрациях все одоранты ядовиты…
Узнать, на каком хладагенте работает ваш холодильник несложно. Поищите в основной камере бумажную наклейку. На ней будет указан тип хладона и другие технические характеристики. Если там нет, шильдик может быть на задней стенке. И совершенно точно он есть на компрессоре.
У компрессора подгорает?
Если от холодильника идет запах гари, подгоревшего масла или пластика, быть беде. Могут быть две причины:
- Перегревается электропроводка, что может привести к короткому замыканию;
- Есть утечка фреона и компрессор перегревается из-за слишком интенсивной работы.
При утечке хладагента давление в системе падает. Чтобы обеспечить нормальную холодопроизводительность, компрессор должен работать быстрее и включаться чаще. При этом масло подгорает, подвижные детали компрессора истираются из-за недостаточной смазки. Как результат – появляется запах.
Некачественный фреон
Производство хладагентов – сложный процесс. Добиться 100% чистоты газа практически невозможно. В зависимости от вида хладагента, в его состав могу входить до 50 примесей. В качественном фреоне их содержание (в сумме) не превышает 0,5%. В некачественном их может быть до 2,5%.
Многие примеси могут давать запах при утечке. Невозможно сказать какой, это зависит от типа вещества, его процентного содержания.
Вырезка из сертификата соответствия хладагента R134a
Замена, заправка, дозаправка
Если ваш холодильник ремонтировали и через некоторое время появился запах, возможно, дело в мастере. Когда нужно заправить или дозаправить фреон, нужной марки может не оказаться под рукой. Тогда некоторые холодильщики используют аналоги и заменители. При этом они не соблюдают условия замены, например:
- Не продувают систему от остатков масла;
- Дозаправляют хладагент, а не меняют полностью;
- Не учитывают температурный глайд смеси старого и нового хладагента;
- Оставляют старое масло, не совместимое с новым хладагентом.
Если происходит смена типа фреона, дозаправка старого хладагента или полная заправка, последствия могут быть разными. Такие работы могут стать причиной обрыва медных трубок, поломки компрессора, терморегулирующего вентиля и т.д. При обрыве фреоновой магистрали запах у хладагента может быть любым.
В этой статье мы рассказали вам, какого цвета может быть и как пахнуть фреон из холодильника. Все случаи описать в рамках одной публикации сложно. Мы постарались охватить наиболее частые причины появления цвета и запаха у хладагента. Надеемся, информация была вам полезна. Не забудьте поделиться публикацией с друзьями и коллегами!
Хотите получить помощь мастера, специалиста в этой сфере? Переходите на портал поиска мастеров Профи. Это полностью бесплатный сервис, на котором вы найдете профессионала, который решит вашу проблему. Вы не платите за размещение объявления, просмотры, выбор подрядчика.
Если вы сами мастер своего дела, то зарегистрируйтесь на Профи и получайте поток клиентов. Ваша прибыль в одном клике!
(Пока оценок нет)
Что такое фреон
Мы не представляем свою жизнь без холодильника. Благодаря его охлаждающей способности можно сохранить несколько дней готовые блюда, а также мясо, рыбу и другие сырые ингредиенты в замороженном состоянии. Охлаждение происходит с помощью фреона, который циркулирует по трубопроводу испарителя благодаря компрессору. Каким образом нагнетается холод в холодильной и морозильной камере?
Определение
Фреон представляет собой вещество, состоящий из метана и этана в определённой пропорции. Он является инертным для окружающей среды. Хладагент может находиться в жидком состоянии либо в виде газа. При испарении он поглощает тепло, выделяя при этом холод. Существует около 40 видов хладагента. В холодильнике используются некоторые разновидности фреона, безопасные для человека и окружающей среды.
Внимание! Следует помнить, что фреон имеется не только в холодильниках. Его применяют для заправки кондиционеров и прочего охлаждающего оборудования, средств пожаротушения, для медицинских и косметических аэрозолей и распылителей. Фреон входит в состав монтажной пены и некоторых видов лакокрасочных материалов.
Вещество не имеет запаха, прозрачен, поэтому обнаружить утечку по цвету и аромату в воздухе не возможно. Узнать о неисправности охладительной системы можно только по субъективным факторам: наличии конденсата на стенках в камере, плохой заморозке либо её отсутствии. Для бытовой техники используют такие виды фреона:
- R600a (изобутан)– вещество природного происхождения, не разрушающий озон в атмосфере, при этом он может взрываться в концентрации свыше 31 г/м 3 , в холодильнике используется небольшое количество газа, неспособное привести к взрыву;
- R134a (тетрафторэтан) – безопасный газ, не содержащий хлор, хладагент не имеет цвета и запаха, инертен к окружающей среде, при плюсовых и минусовых температурах не воспламеняется, имеет нулевую степень разрушения озонового слоя;
- R12 (дифтордихлорметан) – запрещён к использованию в современной бытовой технике с 2010 года, имеет сладковатый запах наподобие эфира, в бытовых условиях не горит, взрывается при температуре свыше 330 °С, при концентрации свыше 30% приводит к удушью;
- R22 (дифторхлорметан) – встречается в холодильниках старого образца, имеет хорошо ощутимый запах хлороформа, разрушает озоновый слой, но разрушающая способность ниже, чем у аналога R12, при воздействии с открытым огнём и нагреве до 250 °С распадается на высокотоксичные вещества.
Определить разновидность фреона в холодильнике можно по информации, указанной на ярлыке к компрессору. Тип вещества также прописывается в технической документации к агрегату. Современные модели морозильных камер и холодильников заправляют только R600а и R134a, которые при утечке не опасны.
Где находится фреон в холодильнике?
Фреон находится в испарителе камеры. Испаритель представляет собой систему трубопроводов, по которым циркулирует хладагент в жидком состоянии.
Он поглощает тепло и взамен выделяет холод, поэтому воздух поблизости магистрали с хладагентом быстро охлаждается. Циркуляцию фреона по трубопроводу обеспечивает компрессор. При поглощении тепла происходит испарение жидкости в газ. Газообразное вещество продвигается в компрессор, в котором оно конденсируется назад в жидкость. При эксплуатации холодильника нельзя допускать:
- чистку камеры острыми и режущими предметами;
- падения продуктов и льда на дно испарителя;
- установку вблизи любых отопительных приборов;
- мытье холодильника тёплой и горячей водой.
Неправильная разморозка камеры приводит к разгерметизации испарителя. В этом случае возникает утечка, жидкость моментально испаряется в газ. В месте эффекта возникает холмик снега, шипение при этом не происходит.
К поломке испарителя приводит откалывание кусков льда и толщи снега со стенок морозильной камеры. Привести к повреждению трубопровода может падение больших кусков льда на дно магистрали при разморозке. При подозрении утечки необходимо обратиться в сервисный центр для ремонта испарителя.
Важно! В современных моделях холодильника используется не более 200 грамм хладагента, поэтому утечка не опасна для окружающих. Количество фреона указывается на бирке компрессора. Холодильник отключают от сети.
Заправку фреона можно выполнить самостоятельно только при наличии соответствующего оборудования и опыта устранения утечки. Для заправки используют специальную компрессорную станцию с манометрами. В ней имеется два измерительных прибора – высокого и низкого давления. Для заправки холодильника применяют только манометр низкого давления.
Важно! Перед подключением заправочного оборудования к холодильнику и баллону необходимо тщательно перекрыть краны и на станции, и на баллоне с фреоном. Количество хладагента контролируют по меткам на заправочном цилиндре.
Предварительно с помощью течеискателя устанавливают места утечки хладагента, после чего выполняют пайку проблемных участков трубопровода. Перед запаиванием с трубопровода спускают весь хладагент вакуумным насосом. При значительных повреждениях пайка становится невыгодной, такой испаритель подлежит замене. После устранения поломки подсоединяют патрубки заправочной станции в таком порядке:
- левый – на компрессоре к клапану Шредера;
- средний – от заправочного цилиндра к баллону с газом;
- правый – к заправочному насосу.
Заправка фреоном требует внимательности и строго соблюдения техники безопасности, в том числе пожарной. Работы проводят в хорошо проветриваемом помещении либо при включённой вентиляции. Заправку холодильников с действующей гарантией лучше доверить сервисному центру.
По окончанию закачки фреона проверяется контур испарителя на замкнутость, иначе циркуляция газа будет нарушена либо невозможна из-за повторных вытеканий. Потери хладагента не сопровождаются шумом, поэтому самостоятельно обнаружить утечку после заправки без специального оборудования технически сложно.