10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие холодильники были в ссср

Холодильник в каждый советский дом!

Появление в Советском Союзе качественной бытовой техники началось только в 50-е годы. Великая Отечественная война прервала развитие отечественного сектора промышленности, в котором производились холодильники. В первые годы после войны требовалось строить жилье, чтобы восстановить все разрушенное в ходе боевых действий. Строили кирпичные дома улучшенной планировки, в которых устанавливали встроенные холодильные шкафы.

Но потом стал стремительно повышаться уровень жизни советских граждан. Производству холодильников пытались придать самые быстрые темпы. И вскоре эти виды бытовых агрегатов стали появляться в каждом доме. Те, у кого не было своего отдельного жилья, все равно покупали холодильники, устанавливали их в кухнях коммунальных квартир, закрывая на цепи с огромными замками, чтобы никто из соседей по квартире не влез. Развитие советской науки и техники вместе с растущими потребностями рядовых граждан явили мировому сообществу целый ряд новшеств и технических инноваций.

В 1950 году на заводе «Газоаппарат» выпустили первый серийный одноименный холодильник. Спустя 4 года появилась новая модель – знаменитый «Север». Еще через 2 года в магазинах стали появляться термоэлектрические советские холодильники под названием «Морозко», которые выпускались в городе Великие Луки. Особенность этих агрегатов была в том, что их можно было не только ставить на пол, но и подвешивать на стену. Также у них была нетипичная для холодильников техническая особенность – они «выполняли» еще и функцию обогревателя, т.к. задняя стенка сильно нагревалась при работе.

На электроагрегатном заводе в Саратове выпускались устройства меньшего размера – «Саратов-2». Объемы производства этой марки достигли 120 тысяч единиц в год, а в конце 1962 года на заводе выпустили уже миллионный холодильник.

В 60-е годы в СССР был актуален лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее!» Ассортимент советских бытовых холодильников постоянно пополнялся новыми марками. Почти каждая семья могла себе позволить купить красивого блестящего помощника по хозяйству. Патриотически настроенные граждане Советского Союза радовались успехам отечественной промышленности.

Одной из легендарных марок того времени является холодильник «ЗИЛ-Москва». До сих пор его дизайн считается очень привлекательным. Прочности лакокрасочного покрытия корпуса может позавидовать любой автовладелец.

В 1959 году начал свою работу Минский завод холодильников, который в 1977 году получил название «Атлант». В 1962 году вышла первая модель – «Минск-1».

В 1961 году выпуск холодильников начался в Смоленске. Всего в период с 1964 по 1999 годы там было выпущено более 5 млн единиц холодильников и 15 тысяч единиц морозильников.

В 60-е производство холодильников постепенно распространялось по всей территории СССР. Свои заводы появились в Муроме, Орске, Кишиневе, Красноярске, Баку и других городах.

В 1976 году завод ЗИЛ начал выпускать более «продвинутый» бытовой холодильный агрегат – «ЗИЛ-63». В те времена в советской торговой системе господствовал дефицит, поэтому граждане старались любыми путями доставать все то, что было нужно для комфортной жизни. По ночам стояли в очередях за холодильниками, днем искали то, чем их заполнить.

Статья в тему:  Когда нужно доставать гладиолусы из холодильника

Холодильник «ЗИЛ-63» был самой современной для своего времени моделью, в нем, в частности, уровень шума был на порядок ниже. Он поставлялся на экспорт более чем в 50 стран мира. ЗИЛ выпустил также модели холодильников «ЗИЛ-64» и трехкамерную версию «ЗИЛ-65».

Советские бытовые холодильники сумели пережить немало поколений своих импортных собратьев. Многие из них, несмотря на весьма преклонный для такой техники возраст, служат верой и правдой своим владельцам по сей день.

Благодарим за прочтение. Если статья была интересной, взгляните и на эти:

Советские холодильники

Выпуск холодильников в СССР приобретал темпы — выполним и перевыполним. Товар был престижным и тем, кому не удавалось разместить его на перенаселенных метрах коммунального жилья, приходилось перевязывать чудо техники цепями и вешать амбарный замок, дабы уберечь от коварных посягательств соседей по коммунальной кухне. Технический прогресс вместе с возрастающими потребностями граждан СССР явил миру еще ряд новшеств и усовершенствований.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

В 1954 г., на смену ему пришел холодильник с маркой «Север».

Первые термоэлектрические советские холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. В 1956 году их было выпущено 6230 шт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» выпускал Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е Советский Союз наращивает объемы производства: «жить стало лучше, жить стало веселей». Растет ассортимент советских холодильников за счет освоения новых марок. Уже почти в каждой семье есть блестящий, почти буржуазно красивый помощник по хозяйству. Не нужно больше мечтать о финском холодильнике Розенлеф. В СССР все свое — и самое лучшее.

Советский холодильник «ЗИЛ-Москва». Легенда ретро-дизайна. До сих пор эстетически привлекателен обтекаемой формой. Прочности лакокрасочного покрытия позавидует любой автомобилист.

В 1959 было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».

Статья в тему:  Почему кондиционер не охлаждает в машине

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. там выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

Холодильный прогресс бодро шествует по бескрайним просторам СССР. Выпуск компрессионных бытовых холодильников начинается по всей стране, на крупных заводах: Муромском («Ока»),

Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного советского холодильника — «ЗИЛ-63». Время глобального дефицита заставляло людей доставать практически все. Ночами отмечались в очереди за холодильником, днем бегали в поисках того, что туда положить. Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Заводом ЗИЛ были также созданы холодильник «ЗИЛ-64»

и трех-камерная модель бытового холодильника — ЗИЛ-65.

Пережившие не одно поколение импортных собратьев, прочные, долговечные советские холодильники, исправно несут свою службу на дачах и по сей день.

Какие холодильники были в ссср

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends’ Entries
  • Profile
  • Memories

Первые холодильники появились в России только в 1901 году и производились они на предприятии под названием «Первое Санкт-Петербургское ледовничество». Основателем и владельцем был Адольф Кренцин.
Охлаждение было на основе льда. Емкость холодильника была 100 л, масса 55 кг, размеры столика 365x505x900 мм. Холодильник имел деревянный шкафом и оцинкованные полки. В холодильной камере при средних комнатных температурах поддерживалась температура около 7°С.

До появления холодильников продукты хранили в погребе, куда складывали лёд. Лёд запасали весной – летом в погребе он не таял. Вот как описан этот процесс в замечательной книге «Лето Господне» Ивана Шмелёва:

Кончили возку льда. Зеленые его глыбы лежали у сараев, сияли на солнце
радугой, синели к ночи. Веяло от них морозом. Ссаживая коленки, я взбирался
по ним до крыши сгрызать сосульки. Ловкие молодцы, с обернутыми в мешок
ногами, – а то сапоги изгадишь! – скатили лед с грохотом в погреба, завалили
чистым снежком из сада и прихлопнули накрепко творила.
– Похоронили ледок, шабаш! До самой весны не встанет.
Им поднесли по шкалику, они покрякали:
– Хороша-а. Крепше ледок скипится.

Статья в тему:  Как настроить терморегулятор холодильника

В СССР для развития холодильных технологий решением Наркомторга от 16 мая 1930 был организован Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт (ВНИХИ).
В 1931 г. были созданы группы:
– холодильного оборудования (проф. В.Е. Цыдзик и Ш.Н. Кобулашвили), разместившаяся в холодильной лаборатории МВТУ им. Н.Э. Баумана;
– сухого льда (А.Д. Тезиков и Е.В. Волков) на Рубцовском заводе жидкой углекислоты (Фили);
– льдосоляного хозяйства (В.А. Бобков).

Постановлением Совета народных комиссаров № 445 от 11 марта 1933 г. институт был преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности, сокращенное наименование которого сохранилось – ВНИХИ.

Помимо ВНИХИ в 1931 году в Ленинграде на базе бывшего Санкт-Петербургского коммерческого училища был основан Ленинградский технологический институт холодильной промышленности(ЛТИХП).

Число сотрудников ВНИХИ, работающих в лабораториях, заметно выросло – с 16 сотрудников в 1931 г. до 188 человек (в том числе 112 – научного и научно-технического персонала) в 1935 г.

В 1934-1935 гг. было разработано первое поколение торговых холодильных шкафов и прилавков с холодильными машинами, выпускаемыми заводом “Красный факел” (Москва); в 1933 г. пущен в эксплуатацию первый завод сухого льда в Москве; в 1936-1937 гг. завершены работы по созданию нового теплоизоляционного материала – минеральной пробки взамен дорогостоящей импортируемой натуральной пробки; в 1937 г. получен новый теплоизоляционный материал – “Рогозит”, который предназначался для торгового холодильного оборудования.

В конце 1935 года СССР командировал в США группу специалистов Главмашпрома для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. В состав этой группы входил и Владимир Павлович Бармин, будущий создатель стартовых комплексов для ракет. А в то время он возглавлял компрессорную группу конструкторского бюро московского завода “Компрессор”.

Помимо общей задачи Владимир Павлович получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Одно из них касалось изучения производства домашних холодильников, которые за рубежом начали широко применяться в быту. А вторым поручением Бармин должен был разобраться в весьма «щекотливом» вопросе: как американцы делают прозрачный лед. У нас при его искусственном производстве он в то время (да и много лет спустя) получался только мутным.

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.

Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

Статья в тему:  Где находится капиллярная трубка в холодильнике индезит

В СССР разработка холодильников пошла сразу по двум направлениям – абсорбационном и компрессионном.
Свое название холодильники абсорбционного типа получили от происходящего в них процесса абсорбции, т.е. поглощения жидким или твердым поглотителем паров хладагента, образующихся в испарителе. Хладагентом служит аммиак. Пары аммиака поглощаются водой с образованием при этом водоаммиачного раствора.
Во второй половине 1930-х годов во ВНИИХИ был сконструирован и изготовлен опытный экземпляр бытового абсорбционного холодильника полезным объемом 30 дм³ (температура в камере 5 °С, расход электроэнергии 100 Вт). Он успешно прошел испытания. Перед самой войной артель «Метизметтруд» Мособлметсоюза приступила к изготовлению первой серии шкафов. В послевоенное время эта работа была продолжена на заводе «Газоаппарат».
В 1936г. в ЛТИХП был создан бытовой холодильник ХАНИТ-25-2-36, однако в серию он не пошёл. За пять довоенных лет были разработаны ещё четыре модели агрегата, одна из которых (ХАНИТ-30-6-38) изготовлена в количестве 250 шт. Большая часть этих машин, заполненных водо-аммиачным раствором с антикоррозийной добавкой, работала бесперебойно свыше 10 лет.

Компрессионные холодильники работали на другом принципе. Такой холодильник представляет собой камеру, в которой находится испаритель. Это металлический «ящичек», в котором происходит переход хладагента из жидкого состояния в газообразное. Жидкий хладагент, попадая в испаритель, начинает активно испаряться, отбирая теплоту у металлических стенок испарителя, который, в свою очередь, охлаждает воздух внутри камеры холодильника. В СССР первый компрессионный холодильник был выпущен в 1937 г. на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и получил название ХТЗ-120.
Полезный объем холодильников ХТЗ-120 составлял 120 л. Расход электроэнергии не превышал 60 кВт.ч в месяц. Хладагентом служил сернистый ангидрид (SO2). Наиболее низкая температура на средней полке была -3°С, а в испарителе – до – 20°С.
В 1937 году была выпущена лишь пробная партия в 10 штук. На отладку серийного производства ушло два года. В 1940 г. их было изготовлено уже 3500 шт.
Великая Отечественная война прервала дальнейшее развитие производства холодильнков в СССР.

Холодильник “Север”, 65 л.
В 1950 г. на Московском заводе “Газоаппарат” был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник полезным объемом 45 л с маркой “Газоаппарат”. В 1954 г. на смену ему пришел холодильник с маркой “Север” объемом 65 л.
Холодильник “Север” потреблял от 1,2 до 3,3 кВтч/сутки в сутки в зависимости от режима работы и окружающей температуры. Минимальная температура стенок испарителя составляла -13 °С.

Холодильник Морозко
Пытались в СССР выпускать и термоэлектрические холодильники. В качестве источника холода в этом виде оборудования используются термоэлектрические модули. При подаче напряжения одна сторона модуля нагревается, другая – охлаждается. Первые термоэлектрические холодильники с маркой “Морозко”, освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. В последующие годы холодильники марки “Морозко” выпускались с термоэлектрическим и абсорбционным охлаждением. Однако, т.к. такие холодильники имели небольшой размер и проигрывали в экономичности другим типам холодильников, они не получили широкого распространения.

Статья в тему:  Что делать если холодильник перестал работать

7 сентября 1949 г. было выпущено Постановления Совета Министров об организации массового производства компрессионных бытовых холодильников на фреоне R12(сейчас в новом промышленном холодильном оборудовании используется фреон r 404). Участвовать в организации выпуска должны были министерства автомобильной и авиационной промышленности и транспортного машиностроения.
И если первый довоенный компрессионный холодильник был выпущен на Харьковском тракторном заводе, то после данного постановления компрессионные холодильники с герметичным холодильным агрегатом разрабатывались на Московском автомобильном заводе имени И.В.Сталина(позднее переименован в завод им. И.А. Лихачева) под руководством Сергея Михайловича Камишкирцева.
В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. Это были первые советские холодильники компрессионного типа, появившиеся на потребительском рынке. В 1956 году их было выпущено 66230 шт.

Домашний автоматический холодильник ЗИС-МОСКВА Модель ДХ2 был изготовлен на Московском автозаводе имени Сталина (теперь ЗИЛ) в 1954 году.
Холодильник рассчитан на работу от сети 127 вольт. При работе в сети 220 вольт необходимо было приобрести автотрансформатор 220/127 вольт, который продавался отдельно.
http://www.museum-ic.ru/sites/default/files/collection/byt_tech/holod_zis_01.jpg
Для хранения продуктов в холодильной камере установлены съемные полки. Нижняя полка комбинированная и состоит из двух частей. На ней в специальных направляющих устанавливается лоток для хранения фруктов. Вторая половина полки может быть снята, что очень удобно для размещения высокой посуды, например трехлитровой банки или бутылки с шампанским.
Объем холодильной камеры 165 литров. Вес 100 кг.

В 1959 году в Минске на базе завода газовой аппаратуры по Постановлению Совета Министров БССР № 554 от 24 августа 1959 года началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников. Так было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО “Атлант”). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – “Минск-1”.
Объём данного холодильника был 140 л. с НТО 18.5 л. и он встраивался в широкий кухонный шкаф. На дне камеры устанавливали 2 сосуда: для фруктов и овощей. На других холодильниках был 1 общий сосуд. В середине 60-х при Минском заводе создано Головное Конструкторско-Технологическое Бюро (ГКТБ) по созданию и унификации бытовых холодильных приборов в стране.

Статья в тему:  Сколько стоит поменять насос в стиральной машине киев

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. включительно предприятием освоено и запущена серия 11 моделей бытовой холодильной техники, выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

На основе технического опыта этих заводов в 60-е годы производство компрессионных бытовых холодильников было организовано на ряде других заводов: Муромском («Муромец», «Ока»), Юрюзанском («Юрюзань»), Орском («Орск»), Бакинском («Бакы», «Апшерон»), Кишиневском («Нистру»), Красноярском («Бирюса») и др.
В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного холодильника – «ЗИЛ-63» КШ-260. Холодильник имел опорные ролики, что позволяло легко перемещать его по полу, полки шкафа и двери могли устанавливаться с малым шагом, практически по всей высоте, конструкция двери предусматривала возможность установки ее как для правого, так и для левого открывания, были приняты меры к существенному снижению шума от работающего компрессора, максимально осовременен внутренний дизайн холодильника.
Холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии. Заводом ЗИЛ были созданы холодильник «ЗИЛ-64» и трех-камерная модель бытового холодильника – ЗИЛ-65 с полезным объемом высокотемпературного (10 – 23 °С) отделения 225 дм3, низкотемпературного (-6. -24 °С) – 85 дм3 и универсального (+10. -12 °С) – 90 дм3. Подобные модели стали осваивать и другие заводы.

В 1990 г. в СССР в эксплуатации находилось свыше 71 млн. бытовых холодильников и морозильников. Обеспеченность ими возросла (на 100 семей) с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г., причем обеспеченность городского населения достигла 101 на 100 семей (в 1970 г. – 43), а сельского – 81 (в 1970 г. – 13).
Источники

1. Лёд для лета
2. ретро холодильник
3. Иван Шмелёв. Лето Господне
4. История холодильников
5. ВНИХИ: прошлое, настоящее и будущее
6. История создания БХП на заводах бывшего СССР

slavikap_2

Самое интересное в интернете

Советские холодильники

Оригинал взят у vsegda_tvoj в Советские холодильники

Выпуск холодильников в СССР приобретал темпы – выполним и перевыполним. Товар был престижным и тем, кому не удавалось разместить его на перенаселенных метрах коммунального жилья, приходилось перевязывать чудо техники цепями и вешать амбарный замок, дабы уберечь от коварных посягательств соседей по коммунальной кухне. Технический прогресс вместе с возрастающими потребностями граждан СССР явил миру еще ряд новшеств и усовершенствований.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

В 1954 г., на смену ему пришел холодильник с маркой “Север».

Первые термоэлектрические советские холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

Статья в тему:  Почему чернеют бананы в холодильнике

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. В 1956 году их было выпущено 6230 шт.

Холодильники меньшего размера – «Саратов-2» выпускал Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е Советский Союз наращивает объемы производства: «жить стало лучше, жить стало веселей». Растет ассортимент советских холодильников за счет освоения новых марок. Уже почти в каждой семье есть блестящий, почти буржуазно красивый помощник по хозяйству. Не нужно больше мечтать о финском холодильнике Розенлеф. В СССР все свое – и самое лучшее.

Советский холодильник «ЗИЛ-Москва». Легенда ретро-дизайна. До сих пор эстетически привлекателен обтекаемой формой. Прочности лакокрасочного покрытия позавидует любой автомобилист.

В 1959 было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. там выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

Холодильный прогресс бодро шествует по бескрайним просторам СССР. Выпуск компрессионных бытовых холодильников начинается по всей стране, на крупных заводах: Муромском («Ока»),

Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного советского холодильника – «ЗИЛ-63». Время глобального дефицита заставляло людей доставать практически все. Ночами отмечались в очереди за холодильником, днем бегали в поисках того, что туда положить. Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Заводом ЗИЛ были также созданы холодильник «ЗИЛ-64»

и трех-камерная модель бытового холодильника – ЗИЛ-65.

Пережившие не одно поколение импортных собратьев, прочные, долговечные советские холодильники, исправно несут свою службу на дачах и по сей день.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Лёгкий бриз капитализма, или история автомобильных холодильников в СССР.

К началу 70-х годов, в связи с массовой автомобилизацией населения и логичным расцветом автотуризма, советская промышленность начала запускать в производство бытовую технику, предназначенную для улучшение комфорта путешествующих в дальних поездках. По проверенному принципу за основу брался хороший импортный образец, который затем подгонялся под советские нормали и особенности местного производства. Головным отраслевым министерством по вопросу освоения автомобильных холодильников было назначено Минлегпищемаш Украинской ССР, где их и производили последующие 30 лет, вплоть до распада Советского союза.

Статья в тему:  Нужно ли крем для рук хранить в холодильнике

Сначала немного теории.
Принцип работы термоэлектрического автомобильного холодильника, работающего от штатной розетки прикуривателя, основан на эффекте Пельтье — переносе энергии от одного проводника к другому при прохождении через них электрического тока. Проще говоря, внутри такого холодильника есть батарея из двух проводников. При подаче тока тепло переходит от одного из них (того, что ближе к внутренней стенке холодильника) к другому — наружному. Таким образом тепло отводится из холодильного отсека наружу.
Самое интересное, что эффект Пельтье работает и в обратном направлении. Если изменить полярность, т. е. направление прохождения тока, нагреваться начнёт уже внутренний элемент, а охлаждаться — наружный, и холодильник превратится в печку.

По укоренившейся практике глобального дефицита свободно доступный в наше время девайс в советское время выпускался небольшими сериями, и добыть его было большой удачей. Но при наличии в машине такого “чуда техники” дорога на юг, с мороженым для детей и холодными напитками на вечер для родителей, по комфорту переходила на новый уровень и приобретала все признаки “забугорного” путешествия.
В основном советские производители выпускали примитивные модели, простонародно втыкаемые в прикуриватель, но существовали и более экзотические агрегаты.

Первоначальные варианты в виде прямоугольного ящика могли быть 2 размеров, для легковушек это
Холодильник автомобильный термоэлектрический “ХАТЕ-12М” Вес — 6 кг., объём камеры 12 литров.
Достаточно дорогой по тем временам прибор ( 45 р. 00 коп.) был рассчитан на долгий срок эксплуатации: Наработка на отказ холодильника не менее 1000 ч, средний ресурс 5000 ч. Внути помещались съёмные полки с отверстиями для пары бутылок.
Согласно инструкции: “Термоэлектрические холодильники типа ХАТЭ предназначены для охлаждения и кратковременного (не более 48 ч) хранения пищевых продуктов во время движения автомобиля, на стоянках в зонах отдыха и других местах. ХАТЭ-12 рассчитан на работу от сети автомобильного аккумулятора напряжением 12 вольт (постоянного тока). В местах стоянок холодильник его можно подключать к сети переменного тока напряжением 220 В или 127 В через выпрямитель для зарядки автомобильных аккумуляторов, который есть у многих автолюбителей.” То есть ничего лишнего в комплект не входило.
Зато мягкая пластиковая ручка для переноски, установленная в крышку, при застёгивании в корпус могла запираться ключами на 2 металлических замка, как на чемоданах. В наше время такая мера безопастности выглядит парадоксально, но мало кто знает, что даже бытовые холодильники “ЗИЛ” до 70-х годов имели личинку с ключом на ручке открывания, дабы присечь возможность воровство продуктов соседями по коммунальной квартире. Кухни же были общими…

Статья в тему:  Почему винный шкаф дороже холодильника

Версия для грузовых машин “ХАТЭ-24 У4” была рассчитана на работу от бортовой сети 24 В.
Это значительно более прочное изделие, с корпусом из листовой стали и покрытием искусственной кожей черного цвета. Внутренняя чаша корпуса была сделана из пищевого алюминия. Теплоизоляция — формованный пенополистирол. Крышка холодильника служила стильным подлокотником, при установке между сиденьями водителя и пассажира в кабине.
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 70-е годы, цена — 60 р. 00 коп.

Более широкий фунционал предлагали следующие модели, выпуск которых был начат уже в 80-х годах.

Холодильник автомобильный “Холодок” и ХТЭП-13,8ПР
Опять обратимся к инструкции: “Холодильник имеет три режима работы: основной, вспомогательный и нагрева. При основном режиме работы разность температур окружающей среды и в холодильной камере 26°С, при температуре окружающей среды 32 °С. Вспомогательный режим работы рекомендуется использовать с целью уменьшения потребляемой мощности, а также для эксплуатации холодильника при окружающей температуре воздуха 25°С и ниже во избежание замораживания продуктов. В камере установлен датчик температуры. При достижении в режиме нагрева максимальной температуры 70°С холодильник отключается. Внутри имеются дополнительные рамки для фиксации вертикально 3 стандартных бутылок.
В отличие от зарубежных термоэлектрических холодильников температура внутри холодильной камеры описываемых холодильников ниже в среднем на 5 °С, а средняя потребляемая мощность — на 10%.”
Переключение с режима охлаждения на режим нагрева было предельно простым — штекер провода вынимался и поворачивался на 180*. А при условии нагрева холодильник становился практически духовым шкафом, удобным для разогрева пищи или напитков (без кипячения). Как в анекдоте: чукча в холодильнике греться будет…
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 80-е годы, цена — 70 р. 00 коп.

Несколько моделей малого размера были разработаны под конкретные марки советских автомобилей.

Холодильник автомобильный “Кроха”
Разработан персонализировано для для ВАЗ-2101, 2102. Устанавливался под панель приборов, перед ручкой КПП, и в соответсвии с названием не отличался большим объёмом, позволяя разместить несколько бутылок “Буратино” или пива (для употребления на стоянке) . Но был очень функционален и зрительно улучшал практически спартанский интерьер ранних Жигулей.
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 1988 год, цена — 45 р. 00 коп.

Отдельной темы заслуживает модель автохолодильника, работающая вообще без электричества.

Это уникальный холодильник “Снежинка”, выпущенный небольшой экспериментальной партией. Даже инструкция по установке представляла собой не привычный типографский буклет, а несколько листов “отремленных” чертежей — копий заводской документации.
По инструкции — “Предназначен для кратковременного хранения продуктов в дороге. Представляет алюминиевую камеру с термоизоляцией из полистирола, обтянутой чехлом из полихлорвиниловой цветной пленки. Емкость рабочей камеры 8 л. Холодильник подключается к двигателю параллельно с карбюратором. Благодаря разряжению, создаваемому двигателем, в холодильную систему засасывается атмосферный воздух и бензин из бензобака. Эффект охлаждения получается за счет испарения бензина под вакуумом в каналах камеры-испарителя. Холодильник не связан с аккумулятором и не оказывает, отрицательного влияния на двигатель, не требует дополнительного расхода бензина. Понижение температуры до установленного режима происходит в течение 40 — 60 мин. Холодильник может функционировать на любых режимах работы двигателя и на холостом ходу. Устанавливается на автомобили “Волга” ГАЗ-21 и “Москвич 408”.
Судя по схеме монтировался он не привычно спереди, под торпедой, а на задней полке, поближе к бензобаку.
Производитель — завод “Автогенмаш” г. Одесса 1971 г., цена — 85 р. 00 коп.

Статья в тему:  Как ухаживать за холодильником с системой ноу фрост

Ну и на последок самый малотиражный представитель данного семейства автомобильных аксессуаров. Мне удалось найти только описание и пару фотографий. Буду рад получить дополнительную информацию от уважаемых читателей, кому удалось столкнуться в реальной жизни с этим прибором. Но лично я с таким названием загрузить что-либо в свою машину просто не рискнул…
Автомобильный термоэлектрический холодильник «Изотоп».
Разработчик — Одесский технологический институт пищевой и холодильной промышленности, ёмкость 4 литра.
Производитель — Днепропетровский завод “Электробытприбор”. 1970 год., цена не известна.

Наступление эпохи перестройки внесло свежую струю в технические возможности украинских предприятий.

Завод “Электроприбор”, создав совместное предприятие с известной французской фирмы Campingaz, провёл, как сейчас выражаются, ребрендинг своей удачной модели “Холодок” и вышел на международнй рынок
с моделью COLDSTAR 100 / ХТЭП -9,2 (прошу не путать с GoldStar). Все надписи стали выполняться на английском языке, а новый логотип на крышке просто врезали в рамку на место старого, экономя на новой пресс-форме.
По отзывам пользователей, “… это советских холодильник, собран на 4 термомодулях, с оборонки. Реально за сутки охлаждает пиво до замерзания нижних банок. Единственное, там вентилятор шумноват.”
Производитель — Киевский завод “Электробытприбор”. 1990-е годы, цена не указана.

Примерно в это же время в продаже появился автохолодильник Кварц Х10.

Не знаю, холодильник какого именно производителя был взят за основу, но модель получилась удачная, с современным ярким дизайном на уровне новинок начала 90-х. Крепкий пластиковый корпус выпускался в 3 цветовых вариантах: серый, голубой и светло-фиолетовый, ручка-переноска при опускании вниз герметично запирала толстую крышку. А адаптер для подключения к сети 220V стал входить в стандартную комплектацию. Инструкция была отпечатана на двух языках: русском и украинском. Согласно ей, “…автохолодильник подключается к прикуривателю и поддерживает в камере температуру на 12-14 градусов ниже температуры окружающей среды. Обьём 10 л. Также может работать на нагрев — режим нагрев/охлаждение выбирается стороной включения вилки шнура. Оснащён устройством, предотвращающем разрядку аккумулятора “в ноль” при выключенном двигателе.
Производитель — Львовский завод «Электронбытприбор», 1990-е годы, цена не указана.

Статья в тему:  Сколько хранится хумус без холодильника

В наступившую постсоветскую эпоху предприятия, производившие на Украине автохолодильную технику, постепенно прекратили её выпуск, поскольку на рынок хлынул поток более дешёвых изделий из Азии. На этом и заканчивается история советских автомобильных холодильников, брутальных, но надёжных и долговечных. И если вам посчистливиться найти в гараже или на антресоли подобного “динозавра”, то, стряхнув с него 30-ти летний слой пыли и подключив к сети, не удивляйтесь, что он окажется во вполне рабочем состоянии.

Весьма простой по своей конструкции, термоэлектрический холодильник обладают множеством плюсов:
⊕ Надёжность. Нет подвижных элементов, не считая вентилятора охлаждения — ломаться в нём почти нечему.
⊕ Вибростойкость. Не боится тряски, езды по ухабам и больших кренов — может работать даже на боку и вверх дном.
⊕ Отсутствие хладагента. Нет фреона — нет и утечек. Обслуживания также не требует.
⊕ Бесшумность. Вентилятор охлаждения может шуметь, но не громче компьютерного кулера.
⊕ Работа «печкой». В режиме нагрева можно греть продукты, что делает его актуальным и в зимних путешествиях.
Но есть и некоторые минусы:
⊖ Низкая эффективность. Не стоит ждать термоэлектрических чудес: такой холодильник создаёт разницу температур (наружной и температуры внутри холодильной камеры) около 15–17 °C. Соответственно, если салон машины нагрелся до +25 °C, в холодильнике будет около 10 градусов тепла — лёд в нём точно не довезти.
⊖ Медленное охлаждение/нагрев. Для создания даже такой небольшой разницы температур холодильнику требуется много времени.
⊖ Высокое энергопотребление. С выключенным мотором работающий холодильник в машине не оставишь — быстро разрядится аккумулятор.

Для успешного практического использования нужно соблюдать несколько несложных правил.
Свойства такого вида агрегатов в том, что они не могут создавать в камере какую — то фиксированную температуру, как в системах с компрессорами или аммиачными холодильными агрегатами. Термоэлекрик создаёт температуру на 8 — 14 градусов ниже температуры окружающей среды. Летом не рекомендуется держать автохолодильник в багажнике и на солнце, лучше в салоне и в тенёчке. При загрузке перед включением хорошо использовать так называемые холодильные элементы — пластиковые кирпичики с наполнителем, которые предварительно замораживаются в домашней морозилке и засовываются с едой и питьём в камеру. Реально набитую доверху камеру сам холодильник охладит часа через два, не раньше, а с элементами — за полчаса. Но не надейтесь получить из данного агрегата запотевшую бутылку пива. Как правило, то, что из него достаёшь в дороге — просто приятно прохладное для питья и еда не тухнет за три часа в дороге.
А вот зимой можно сохранить продукты тёплыми и не заморозить нечто необходимое, включив режим подогрева. Греет так же на 8 -14 градусов выше наружнего воздуха.
Агрегаты неубиваемы, поскольку единственная движущаяся часть — микровентилятор. Аккумулятор агрегат посадит точно за 6 часов работы с выключенным мотором автомобиля.
Но в дороге и на пикнике для поездок в компании — вещь незаменимая.

Статья в тему:  Стиральная машина asko где производят

Раньше они служили по 50 лет

Сегодня холодильники работают по 8-10 лет, если повезёт. Как же так получилось, что наша бытовая техника так сильно сдала за последние несколько десятилетий? Я покупаю и продаю холодильники и морозильники, сделанные в 1950-х, прекрасно работающие до сих пор. Я встречал стиральные машины и сушильные машины 1960-х и 1970-х, которые всё ещё работали так же, как в день их производства. А сейчас бытовая техника ломается и требует обслуживания через 2-3 года, и в целом новая техника служит треть или четверть того срока, какой служила техника, сделанная десятилетия назад. Она ломается чаще и быстрее, чем раньше. Она ржавеет и разрушается быстрее, чем в прошлом. Почему это происходит, и что вообще происходит? Я годами мучился этими вопросами, продавая тысячи единиц техники, а с недавнего времени – и вместе с продавцами б/у техники и ремонтниками со всей страны. И вот, что я обнаружил.


Холодильник Hotpoint 1950-х годов, который я купил несколько лет назад. Он прекрасно работал, и краска у него была заводская. Ему почти 60 лет.

1. Недостаточно конкуренции

В мире существует всего четыре основных производителя бытовой техники, а раньше их было более десятка. Благодаря конкуренции между компаниями выходило так, что техника служила десятилетия до того, как её надо было чинить или менять. Со временем всех их скупили Whirlpool и Electrolux. Вот сегодняшний расклад по поводу того, кто кем владеет.

Whirlpool (США) владеет и производит Admiral, Jenn Air, Magic Chef, Maytag, Amana, Estate, Inglis, KitchenAid, Kirkland, Roper, и кучу менее известных марок. Whirlpool – крупнейший в мире производитель бытовой техники. Whirlpool также производит технику для других марок – таких, как Ikea, Crosley, Kenmore и т.п.

Статья в тему:  Нужно ли планшет выключать холодильник атлант

Electrolux (Швеция) производит Electrolux, Frigidaire, Gallery, Gibson, Adora, Americana, Eterna, Hotpoint, Profile, RCA, Tappan, White Westinghouse, и прочие менее известные марки. До июня 2016 владела GE (теперь им владеет Haier). Это второй из крупнейших производителей бытовой техники в мире.

Недавно LG и Samsung вошли в индустрию бытовой техники – это ещё два основных производителя. Они продают технику под своей маркой, и обе производят мелкую бытовую технику, вроде кондиционеров и микроволновок, для других компаний.

Haier (Китай): GE и Haier

Уменьшение конкуренции отрицательно влияет на потребителей. Производителям легко поддерживать высокие цены на технику и запчасти, и занижать стандарты. Поскольку они владеют всеми брендами, они могут производить несколько видов некачественной техники, и это не будет отрицательно влиять на основной бренд. Если какой-то из подчинённых брендов начнёт сдавать, они могут заставить его исчезнуть и начать продвигать любой другой.


Вертикальная модульная стиральная машина со светодиодами под таймером.

2. Больше частей делают так, чтобы они отказывали

Качество, или время жизни частей, постепенно уменьшается за последние 10-15 лет. Пример: для стиральных машин с верхней загрузкой и сушилок две самые дорогие части машин – это мотор и таймер. Десятилетиями с ними было очень мало проблем, но за последние 10 лет происходит просто эпидемия отказов таймеров и моторов в стиральных и сушильных машинах – они отказывают, и их приходится менять. В индустрии бытовой техники произошёл откат назад. Если вдруг человек платит ремонтнику, и тот находит причину поломки, то оказывается, что запчасть будет стоить $100, а вся починка обойдётся в несколько сотен. Когда люди узнают об этом, они обычно меняют машину. Чем быстрее ломается часть, тем быстрее потребитель купит новую технику. Моторы работают треть или четверть того срока, в течение которого они работали раньше. Переключатели склеены и в итоге раскалываются и ломаются (решение простое – усилить их стяжкой, но хотя этой проблеме уже лет 20, никто ничего не делает). Уплотнители дверей холодильников приклеивают, а не прикручивают шурупами, из-за чего они постепенно начинают отставать от дверей, сворачиваться и отказывать – что, как вы догадались, приводит к их замене. Все эти проблемы выявлены уже десятилетия назад, и для их сегодняшнего появления нет абсолютно никаких извинений, если только эти компании не делают это специально. Больше это никак не объяснить.

И дело не только в запчастях, но и во всём дизайне машин. К примеру, одной из наиболее популярных моделей стиральных машин за всё время были машины Whirlpool с прямым приводом. Эти стиралки производились чуть более 30 лет. Затем несколько лет назад они заменили прямой привод «вертикальной модульной стиральной машиной». Новые машины можно распознать по светодиодам под таймером, как на фото, и их часто можно встретить на ближайшей свалке. Это машины с одним из наихудших дизайнов из всех, что когда-либо производились, и вы столкнётесь с серьёзными проблемами в их работе уже через 1-3 года. Они заменили самую надёжную машину самой ненадёжной.

Статья в тему:  Очиститель для посудомоечных машин как пользоваться

Ещё один пример – посудомоечная машина Frigidaire. В рознице их можно найти по $300, но обычно они ломаются за 2-3 года. Я разговаривал с людьми, ремонтирующими бытовую технику, выезжавшими в сотни домов со сломанными посудомойками, и они шутили, что между собой зовут эту технику «одноразовыми посудомойками». Посудомоечные машины можно найти практически в любом доме [США] с 1970-х – и как же их можно изготавливать через 40 лет так, чтобы они ломались после пары лет использования? Это либо некомпетентность, либо, что вероятнее, запланированное устаревание.

3. Тема производства качественной техники слишком запутанная

Кто производит лучшую стиралку? Раньше это был Maytag, затем по какой-то причине качество их стиралок упало, и лучшими стали Whirlpool с вертикальной загрузкой. Whirlpool производила стиралки Kenmore более 20 лет. Затем внезапно Whirlpool перестала производить эти удивительные машинки с прямым приводом несколько лет назад. Теперь LG делает лучшие машины с верхней загрузкой. Вот, что странно: те замечательные машины от Whirlpool, выпущенные под упомянутыми выше брендами, оставили хорошее впечатление в умах потребителей, но теперь все они приобретают плохую репутацию, потому что все новые машинки получаются отвратительного качество. То, что было лучшим, стало худшим, а миллионы этого не знают.

Когда я наблюдаю за действиями крупных производителей бытовой техники, я вспоминаю об индустрии матрасов. Какой матрас будет хорошим? Сколько он должен стоить? Где его купить? Вы наверняка не знаете этого, как и большинство людей, поскольку в индустрии матрасов есть столько марок и моделей, что и вообразить сложно. Такое ощущение, что они каждый год придумывают по десятку новых моделей постелей, а кроме того в разных магазинах одни и те же матрасы продаются под разными именами! Это отлично для производителей, поскольку потребители не в состоянии заставить их отвечать за качество и составить адекватную систему обзоров и оценок. И индустрия бытовой техники не лучше. Whirlpool делает одинаковые стиралки и продаёт их под разными именами, как и другие производители поступают с другой бытовой техникой. Такое ощущение, что производители не хотят, чтобы пользователи предпочитали одну марку другой, а вместо этого производят технику, которую нужно как можно быстрее заменять, чтобы повысить продажи.

Статья в тему:  Какой фильтр лучше в кондиционере

4. Бытовая техника изготавливается так, чтобы быстро ржаветь

Одно из основных отличий современной бытовой техники от той, что производили 40 лет назад – качество окраски. Новая техника начинает ржаветь через год-два, хотя я видел стиралки и сушилки 40-летней давности, которые до сих пор не поржавели. Как это может быть? Я определил несколько основных причин этого.


Ржавая крышка у современной стиралки Whirlpool

А. Изменение технологии окраски. Долгое время крышки стиралок окунали в краску, чтобы каждая поверхность, все уголки и закоулочки могли получить адекватное количество краски для предотвращения ржавчины. Это было очень эффективно, часто детали не ржавели десятилетиями. Теперь крышки машин красят пульверизаторами. Проблема такого подхода в том, что какие-то части крышки физически невозможно закрасить из-за углов и изгибов, поэтому они не получают краски. Можете догадаться, какая часть машины с вертикальной загрузкой ржавеет первой? Крышка! Я видел, как новые крышки начинают ржаветь уже в течение года. Со временем ржавчина распространяется, и раздражает взгляд, а потом с крышки в машину начинают падать хлопья ржавчины.

Б. Изменилось качество и толщина краски. Раньше бытовую технику красили в несколько слоёв, чтобы краска держалась долго. Появление царапин неизбежно, но при покраске в несколько слоёв вероятность появления ржавчины уменьшается. У многих новых машин очень тонкая покраска, минимальное количество, которое производитель может себе позволить. В результате бытовая техника ржавеет по всей поверхности.

В. Изменилась толщина металла. Раньше производители использовали металл гораздо толще. Структурная поддержка краски естественным образом была лучше, толстый металл предотвращал отслоение краски и дольше сопротивлялся ржавчине. Теперь металл такой тонкий, что при первом контакте с водой он ржавеет насквозь – раньше о таком и не слыхивали. Об этом можно судить и по разнице в весе у старых и новых машин. Старые машины часто весят на 10-20 кг больше новых просто из-за толщины металла. Этот металл ржавеет и разрушается гораздо быстрее, и вмятины в нём появляются легче.


Такая бытовая техника, как эта 30-летняя морозилка, была более гладкой, и металл в ней был толще

Г. Изменилась поверхность металла. Почти у всех машин были плоские, гладкие поверхности. Их было легче красить и очищать, и они не копили столько дополнительной пыли и влаги. У новых машин часто встречается рельефная поверхность – иногда по всей поверхности, иногда с боков. Это наихудшая из возможных поверхностей – она накапливает грязь и влагу, ускоряя ржавление. Я живу на Гавайях, и вы ужасно удивитесь, насколько быстро здесь ржавеют холодильники с такой рельефной поверхностью.

Статья в тему:  Сколько хранятся вареные макароны без холодильника

Когда бытовая техника ржавеет, то люди довольно быстро её меняют. Ржавые машины вредят и людям, и окружающей среде, и можно было бы ожидать, что производители будут делать машины с краской, не сходящей с них десятилетиями. Но производители зарабатывают только на продаже новой техники, и производя быстро ржавеющие машины, они продают больше новых.

Что делать с ржавчиной? Покупайте технику с плоской поверхностью. Очищайте её, чтобы она не пылилась и не скапливала влагу на поверхности. Не царапайте технику, особенно верх стиралок и сушилок, размещая на них корзины с бельём. После появления царапин начинается процесс ржавления. Используйте водоотталкивающие покрытия, особенно если вы живёте во влажных районах. После появления ржавчины можно сшлифовать её до металла при помощи шкурки, и покрасить эпоксидной краской (я рекомендую краску Krylon, ей требуется всего 10 минут на высыхание).

5. Нам необходимо начать производить долгоиграющую технику

Происходящее сегодня в индустрии бытовой техники весьма забавно. Все кричат об экологии и энергетической эффективности. Но как насчёт времени жизни бытовой техники, по окончанию которого она оказывается на свалке? Если старый холодильник или морозильник жили по 40-50 лет до смены, а новые живут от силы 10-15 лет, это значит, что мы производим в 3-4 раза больше техники. По очень консервативной оценке мы выбрасываем в 2-3 раза больше техники, чем раньше. Каким вообще образом это может быть лучше для окружающей среды?

6. Что мы делаем, чтобы изменить ситуацию

Ситуацию необходимо менять в двух областях: качество новой техники и покупка бывшей в употреблении. Илон Маск уже начал бы работать над улучшенной версией бытовой техники, работающей от батарей и солнечной энергии. Но лично вы можете изменять мир только по чуть-чуть; а начинать с чего-то надо. Мы с партнёром Бобби Хендерсоном создали проект ApplianceSwap, где описываем все шаги покупки использованной техники. Мы помогаем людям искать б/у технику поблизости от их места жительства и покупать её. Также на сайте предлагаются курсы для тех, кто хочет организовать свой бизнес, покупая вышедшую из строя технику, ремонтируя и продавая восстановленную.

Мы с радостью смотрим в будущее индустрии бытовой техники. Ситуация может меняться, и она меняется. Когда такие новые стартапы начинают задавать вопрос о том, что будет лучше для покупателя, хорошие вещи могут и будут случаться.

А наблюдали ли вы, как меняется качество бытовой техники в течение вашей жизни?

Холодильники СССР

Холодильник. Сейчас невозможно представить жизнь без этого полезного аппарата…

Статья в тему:  Какая лучше стиральная машина индезит или веко

Первые холодильники появились в России только в 1901 году и производились они на предприятии под названием «Первое Санкт-Петербургское ледовничество». Основателем и владельцем был Адольф Кренцин.
Охлаждение было на основе льда. Емкость холодильника была 100 л, масса 55 кг, размеры столика 365x505x900 мм. Холодильник имел деревянный шкаф и оцинкованные полки. В холодильной камере при средних комнатных температурах поддерживалась температура около 7°С.

До появления холодильников продукты хранили в погребе, куда складывали лёд. Лёд запасали весной – летом в погребе он не таял.
В СССР для развития холодильных технологий решением Наркомторга от 16 мая 1930 был организован Всесоюзный научно-исследовательский холодильный институт (ВНИХИ).
Постановлением Совета народных комиссаров № 445 от 11 марта 1933 г. институт был преобразован во Всероссийский научно-исследовательский институт холодильной промышленности, сокращенное наименование которого сохранилось — ВНИХИ.

Помимо ВНИХИ в 1931 году в Ленинграде на базе бывшего Санкт-Петербургского коммерческого училища был основан Ленинградский технологический институт холодильной промышленности (ЛТИХП).

Число сотрудников ВНИХИ, работающих в лабораториях, заметно выросло — с 16 сотрудников в 1931 г. до 188 человек (в том числе 112 — научного и научно-технического персонала) в 1935 г.

В 1934-1935 гг. было разработано первое поколение торговых холодильных шкафов и прилавков с холодильными машинами, выпускаемыми заводом «Красный факел» (Москва); в 1933 г. пущен в эксплуатацию первый завод сухого льда в Москве; в 1936-1937 гг. завершены работы по созданию нового теплоизоляционного материала — минеральной пробки взамен дорогостоящей импортируемой натуральной пробки; в 1937 г. получен новый теплоизоляционный материал — «Рогозит», который предназначался для торгового холодильного оборудования.

В конце 1935 года СССР командировал в США группу специалистов Главмашпрома для изучения производства и эксплуатации компрессоров и холодильного оборудования. В состав этой группы входил и Владимир Павлович Бармин, будущий создатель стартовых комплексов для ракет. А в то время он возглавлял компрессорную группу конструкторского бюро московского завода «Компрессор».

Помимо общей задачи Владимир Павлович получил два личных поручения от наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Одно из них касалось изучения производства домашних холодильников, которые за рубежом начали широко применяться в быту. А вторым поручением Бармин должен был разобраться в весьма «щекотливом» вопросе: как американцы делают прозрачный лед. У нас при его искусственном производстве он в то время (да и много лет спустя) получался только мутным.

В мае 1936 года делегация возвратилась в Москву, и по результатам командировки Бармин представил обширный отчет. В нем были подробно изложены состояние производства холодильного оборудования в США, преимущества и недостатки изготовляемых компрессоров на различных заводах, а также даны рекомендации, какую продукцию целесообразно приобрести. В нем же было предложено развивать отечественное компрессоростроение и холодильное машиностроение.

Статья в тему:  Какой выбрать пылесос с мешком или контейнером

Во многом благодаря той информации, которую Бармин привез из Америки, холодильники вошли в наш быт. Под его началом разрабатываются первые отечественные судовые фреоновые холодильные машины 1ФВ, 2ФВ и 4ФВ, а также создается первый отечественный экспериментальный прямодействующий дизель-компрессор.

В СССР разработка холодильников пошла сразу по двум направлениям – абсорбационном и компрессионном.
Свое название холодильники абсорбционного типа получили от происходящего в них процесса абсорбции, т.е. поглощения жидким или твердым поглотителем паров хладагента, образующихся в испарителе. Хладагентом служит аммиак. Пары аммиака поглощаются водой с образованием при этом водоаммиачного раствора.
Во второй половине 1930-х годов во ВНИИХИ был сконструирован и изготовлен опытный экземпляр бытового абсорбционного холодильника полезным объемом 30 дм³ (температура в камере 5 °С, расход электроэнергии 100 Вт). Он успешно прошел испытания. Перед самой войной артель «Метизметтруд» Мособлметсоюза приступила к изготовлению первой серии шкафов. В послевоенное время эта работа была продолжена на заводе «Газоаппарат».

В 1936г. в ЛТИХП был создан бытовой холодильник ХАНИТ-25-2-36, однако в серию он не пошёл. За пять довоенных лет были разработаны ещё четыре модели агрегата, одна из которых (ХАНИТ-30-6-38) изготовлена в количестве 250 шт. Большая часть этих машин, заполненных водо-аммиачным раствором с антикоррозийной добавкой, работала бесперебойно свыше 10 лет.

Компрессионные холодильники работали на другом принципе. Такой холодильник представляет собой камеру, в которой находится испаритель. Это металлический «ящичек», в котором происходит переход хладагента из жидкого состояния в газообразное. Жидкий хладагент, попадая в испаритель, начинает активно испаряться, отбирая теплоту у металлических стенок испарителя, который, в свою очередь, охлаждает воздух внутри камеры холодильника. В СССР первый компрессионный холодильник был выпущен в 1937 г. на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) и получил название ХТЗ-120.

Полезный объем холодильников ХТЗ-120 составлял 120 л. Расход электроэнергии не превышал 60 кВт.ч в месяц. Хладагентом служил сернистый ангидрид (SO2). Наиболее низкая температура на средней полке была -3°С, а в испарителе — до — 20°С.
В 1937 году была выпущена лишь пробная партия в 10 штук. На отладку серийного производства ушло два года. В 1940 г. их было изготовлено уже 3500 шт.
Великая Отечественная война прервала дальнейшее развитие производства холодильников в СССР.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник полезным объемом 45 л с маркой «Газоаппарат». В 1954 г. на смену ему пришел холодильник с маркой «Север» объемом 65 л.
Холодильник «Север» потреблял от 1,2 до 3,3 кВтч/сутки в сутки в зависимости от режима работы и окружающей температуры. Минимальная температура стенок испарителя составляла -13 °С.

Статья в тему:  Как хранить варенье без холодильника

Пытались в СССР выпускать и термоэлектрические холодильники. В качестве источника холода в этом виде оборудования используются термоэлектрические модули. При подаче напряжения одна сторона модуля нагревается, другая – охлаждается. Первые термоэлектрические холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. В последующие годы холодильники марки «Морозко» выпускались с термоэлектрическим и абсорбционным охлаждением. Однако, т.к. такие холодильники имели небольшой размер и проигрывали в экономичности другим типам холодильников, они не получили широкого распространения.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

7 сентября 1949 г. было выпущено Постановления Совета Министров об организации массового производства компрессионных бытовых холодильников на фреоне R12. Участвовать в организации выпуска должны были министерства автомобильной и авиационной промышленности и транспортного машиностроения.

И если первый довоенный компрессионный холодильник был выпущен на Харьковском тракторном заводе, то после данного постановления компрессионные холодильники с герметичным холодильным агрегатом разрабатывались на Московском автомобильном заводе имени И.В.Сталина под руководством Сергея Михайловича Камишкирцева.

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. Это были первые советские холодильники компрессионного типа, появившиеся на потребительском рынке. В 1956 году их было выпущено 66230 шт.
Первый серийный холодильник «ЗИС-Москва» с заводским обозначением ДХ-2 имел общий объем 165 л и НТО 12 л. Габариты (ширина х глубина с учетом ручки х высота) 64х67х133 см. Толщина стенок 7-8 см. В качестве теплоизоляции вначале использовали шлаковату, а затем стекловолокно. Вес холодильника без упаковки по паспорту был в пределах от 95 до 105 кг. По техническому регламенту средний суточный расход электроэнергии на среднем режиме «норм» при температуре окружающего воздуха 18-20 °С не должен был превышать 0,84 кВт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» полезным объемом 85 дм3с 1951 г. по документации завода ЗИЛ стал выпускать Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е создаются международные стандарты по эксплуатационным показателям БХП(бытовых холодильных приборов). Советский Союз наращивает объемы производства и расширяет ассортимент холодильников за счет освоения новых марок.

Одновременно увеличивается среднестатистический общий объем холодильников и доля в нем низкотемпературного отделения (НТО). Понижается температура в НТО с целью продления сроков хранения замороженных продуктов. Холодильник «ЗИЛ-Москва» сохранил обтекаемую форму и эмалированную камеру. На внутренней панели двери появились 2 полки с барьерами, 9 ячеек для хранения яиц и отделение с дверкой для хранения масла в размягченном состоянии, удобном для намазывания на хлеб.

Статья в тему:  Как ухаживать за холодильником с системой ноу фрост

В 1959 году в Минске на базе завода газовой аппаратуры по Постановлению Совета Министров БССР № 554 от 24 августа 1959 года началась подготовка к выпуску бытовых электрохолодильников. Так было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1″.

Объём данного холодильника был 140 л. с НТО 18.5 л. и он встраивался в широкий кухонный шкаф. На дне камеры устанавливали 2 сосуда: для фруктов и овощей. На других холодильниках был 1 общий сосуд. В середине 60-х при Минском заводе создано Головное Конструкторско-Технологическое Бюро (ГКТБ) по созданию и унификации бытовых холодильных приборов в стране.

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. включительно предприятием освоено и запущена серия 11 моделей бытовой холодильной техники, выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

На основе технического опыта этих заводов в 60-е годы производство компрессионных бытовых холодильников было организовано на ряде других заводов: Муромском («Муромец», «Ока»), Юрюзанском («Юрюзань»), Орском («Орск»), Бакинском («Бакы», «Апшерон»), Кишиневском («Нистру»), Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного холодильника — «ЗИЛ-63» КШ-260. Холодильник имел опорные ролики, что позволяло легко перемещать его по полу, полки шкафа и двери могли устанавливаться с малым шагом, практически по всей высоте, конструкция двери предусматривала возможность установки ее как для правого, так и для левого открывания, были приняты меры к существенному снижению шума от работающего компрессора, максимально осовременен внутренний дизайн холодильника.

Холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии. Заводом ЗИЛ были созданы холодильник «ЗИЛ-64» и трехкамерная модель бытового холодильника — ЗИЛ-65 с полезным объемом высокотемпературного (10 — 23 °С) отделения 225 дм3, низкотемпературного (-6…-24 °С) — 85 дм3 и универсального (+10… -12 °С) — 90 дм3. Подобные модели стали осваивать и другие заводы.

В 1990 г. в СССР в эксплуатации находилось свыше 71 млн. бытовых холодильников и морозильников. Обеспеченность ими возросла (на 100 семей) с 4 в 1960 г. до 92 в 1988 г., причем обеспеченность городского населения достигла 101 на 100 семей (в 1970 г. — 43), а сельского — 81 (в 1970 г. — 13).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: